Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Вход

Воспитывать, не нависая над детьми

Воспитывать, не нависая над детьми


Ректор Красноярского педуниверситета Валерий Ковалевский — человек многозадачный. Автор более 180 работ по проблемам возрастной и медицинской психологии, он успешно руководит крупным вузом, внедряет в работу вуза интересные проекты, успевает заниматься наукой и общественной деятельностью. С Валерием Анатольевичем мы беседовали о грамотной профилактике зависимостей, воспитании родителей и мотиваторах для выпускников педвузов.





— Валерий Анатольевич, очевидно, что у ректора вуза множество забот, но Вы ещё и общественной работой занимаетесь — активно участвуете в работе Общественного совета при Красноярской митрополии. Насколько для Вас значима эта деятельность?

— У меня большой опыт участия в подобных делах. Несколько лет я участвовал в работе Общественного совета при Госнаркоконтроле. На тот момент был заведующим кафедрами в педуниверситете и медакадемии, у меня был опыт реабилитацией наркозависимых, то есть имелись представления о проблеме зависимостей и путях её решения. Счёл, что мои наработки будут полезными, потому и откликнулся на приглашение и вошёл в тот общественный орган. Затем Госнаркоконтроль реорганизовали, Общественный совет расформировался. А когда появилась возможность присоединиться к Общественному совету при Красноярской митрополии, с удовольствием согласился работать там — так как разделяю цели этого органа в области духовно-нравственного воспитания молодёжи, куда входит и профилактика наркомании. Это непростые значимые задачи, к решению которых мне хочется быть причастным. Хотя я человек светский, мне близки христианские ценности — милосердие, благотворительность, любовь к ближнему, которые, по сути, являются и общечеловеческими ценностями. И если суметь привить эти ценности хотя бы части молодых людей, мы получим поколение людей, ответственных за себя, за свои семьи, а значит, и за судьбу нашей страны.

— На последнем заседании Совета Вы рассказали о концепции воспитания ценностей у молодёжи, созданной в вузе. Что это за концепция?

— Её автор — Мария Ивановна Шилова, доктор педагогических наук, была заведующей кафедрой педагогики в педуниверситете. К сожалению, её уже нет с нами. Вместе с группой преподавателей Мария Иванова разработала концепцию “Ориентир”, где прописаны различные воспитательные направления — воспитание патриотизма, нравственных качеств, трудовое воспитание и т.п. Это была не голая теория, а рабочие, апробированные в красноярских школах технологии. После сложных лет мы всё же пришли к тому, что к нашей концепции вновь возник интерес: уже сделан запрос по поводу повышения квалификации работающих учителей в рамках этой разработки. Также планируем строить в поле концепции обучение студентов, организовав для них дополнительный курс по классному руководству.

— Вы считаете, на самом деле у школы получится привить ребёнку, например, любовь к Родине, если в семье не особо задумываются о воспитании?

— Хороший вопрос. Я бы даже сказал — ключевой. Один из подразделов концепции “Ориентир” как раз направлен на семью. Я провожу занятия с приёмными родителями в Центре развития семейных форм воспитания и вижу, насколько такие курсы важны. Рассматриваем там правила и методы воспитания детей на конкретных примерах. Вижу, что учёба даёт будущим родителям приёмного ребёнка неплохие знания, работающие педагогические инструменты. И получается, что сейчас приёмные родители выигрывают по отношению к обычным мамам и папам.

Давно, лет 15—20 лет назад у нас в крае звучали мнения о специальном обучении и для обычных семей, были даже предложения делать курсы для пар, ожидающих ребёнка. Но до практики, к сожалению, так и не дошло. Кроме этого, для подобных школ для родителей нужны грамотные кадры, которые требуется подготовить. Словом, хорошая идея пока не нашла поддержки. Но надежды на её развитие терять не стоит.

— Темы воспитания в семье и профилактики наркозависимости — близки. Есть ли в этой связи какой-то универсальный педагогический рецепт для родителей? Каким образом растить детей, чтобы их не коснулась беда наркомании?

— Такой рецепт есть, и он отнюдь не секретный. В семье должно практиковаться общение на равных, доверительные отношения и совместная деятельность детей и взрослых. К сожалению, бытуют различные заблуждения, касающиеся профилактики зависимостей. Например, считается, что проблему решат запретительные меры, то есть изоляции наркомана от контактов с ему подобными освободят от химического рабства. Отнюдь. Всё решается сложнее. При этом надо понимать, что ноги у проблемы зависимости растут именно из семьи. Если подросток не нашел должного участия у близких, высок риск того, что он станет искать это участие на улице, в компании. И, возможно, начнёт употреблять наркотики, даже если растёт в условно благополучной семье. То есть там, где есть деньги, где отец и мать живут вместе, но отношения между членами семьи дисфункциональны.

Повторюсь, для формирования здоровой личности крайне важны общение членов семьи, доверие и совместный труд. Как известно, основные методы воспитания — это убеждение, педагогическая оценка и упражнение. Причём последнее — самое эффективное. У нас же чаще родители используют нотацию — а это даже не убеждение, а его имитация. Эффективность такого приёма — нулевая или отрицательная.

Другое дело совместные упражнения. Простой пример. Если я хочу, чтобы мои дети были выносливыми, я должен вместе с ними делать зарядку, ходить в спортзал, пробежки совершать и т.п. Нужно включать ребёнка в продуктивные виды совместной деятельности — вместе мастерить что-то, ходить в походы, работать на даче... Если бы такой подход практиковался в большинстве семей, наркоманов у нас было бы гораздо меньше.

Стоит помнить и о том, что мы должны общаться с детьми на равных, доверяя друг другу. Нужно рассказывать о своих делах, не только хвалясь достижениями, но и делясь проблемами, просить совета, помощи. Не нависайте над ребёнком авторитетом, старайтесь быть ему другом. В позитивной доверительной атмосфере дети тоже будут открыто рассказывать взрослым о своих удачах и неудачах, просить совета. В подобных условиях и вырастают нормальные люди, с низким риском стать зависимыми. Конечно, исключения бывают из всех правил, и идеальной формулы воспитания не существует.

— Валерий Анатольевич, какова сейчас траектория развития университета?

— Для развития вузу нужны знаковые проекты для системы образования всего нашего края и для страны. У нас в университете реализуется несколько таких начинаний. В этом году созданы центры технологического превосходства, где отрабатываются технологии сопровождения разных категорий детей — ребят с расстройством аутистического спектра, с особыми образовательными потребностями, детей, имеющих склонность к инженерному образованию, и т.п. Подобные центры открываются на базе школ для решения двойной задачи — для обучения студентов и стажировки учителей.

Уже второй год подряд реализуем содержательные проекты по развитию надпредметных компетенций. К ним относится умение работать в команде, создавать проекты, доказывать свою точку зрения и т.п. Для участия в программах отобраны авангардные группы преподавателей и студентов. Хотя тема нуждается в дальнейшем развитии, у начинания уже есть положительный эффект — количество выигранных нашим вузом грантов увеличилось вдвое.

В 2016 году к нам поступили очень неплохие абитуриенты, с высокими баллами ЕГЭ — от 240. К слову, уже третий год подряд мы держим второе место по среднему баллу ЕГЭ среди всех вузов города. Для этой группы ребят мы организовали специальный курс обучения под названием “проектировщик образовательной среды”. Это специальность будущего, которая позволит выпускнику университета, придя в школу, действовать на уровне организатора различных мероприятий и событий учреждения образования.

— Какие они, современные студенты? Многие ли идут трудиться в школу после получения диплома?

— Поколение растёт отнюдь не инфантильное, как принято считать. Я не только преподаю, но и лично общаюсь со студентами, каждый семестр встречаюсь с активом факультетов. Вижу, ребята по ценностным ориентирам в основном хорошие. Нынешние студенты требуют интересного преподавания, отношений на равных, не желают, чтобы их ограничивали в творчестве. Большинство ребят — участники различных волонтёрских движений, помогают детскими домам, пожилым и малоимущим, детям с особыми образовательными потребностями. Сейчас многие готовятся стать волонтёрами Универсиады.

Что касается притока наших выпускников в школу, позитивная динамика есть. Ещё года четыре назад работать в образование шли примерно 35 процентов выходцев из вуза, то есть примерно каждый третий. Мы с прежним ректором Ольгой Анатольевной Карловой решили исправлять положение и начали развивать педагогическую интернатуру. Такой подход предполагает, что в последний год обучения студент большую часть времени проводит в школе, таким образом, у него появляется вкус к преподаванию, и вероятность того, что человек пойдёт работать по профессии, увеличивается. Эта мера возымела действие — сейчас в среднем по вузу 57 процентов выпускников идут работать в школы.

Но беда ещё и в том, что не все молодые педагоги в школах задерживаются — примерно половина людей уходит в другие сферы. Недавно на попечительском совете мы проанализировали, почему так происходит, и решали, что делать, чтобы выпускники лучше адаптировались.

Выяснились интересные вещи. Оказывается, для удержания молодого специалиста в системе образования важны несколько факторов — достойная зарплата, перспективный регион и творческая школьная среда. Последнее — очень важно. Мы сталкиваемся с тем, что подготовленные нами как новаторы педагоги приходят в консервативные коллективы с идеями, которые более опытные учителя не разделяют.

В этой связи разработан ряд мер, которые позволят улучшить ситуацию. Планируется, что у выпускников появятся наставники — опытные педагоги, возможно, будет компенсация части аренды жилья для тех, кто едет работать в село. Надеемся, эти меры позволят в какой-то степени исправить кадровую ситуацию.

Елена ЕСАУЛОВА


  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Закрыть

Поздравляем!

Имя должно содержать только русские буквы и цифры!

Ваша почта нужна для уведомлений от нашего портала.

Для продолжения регистрации Вы должны принять
пользовательское соглашение

Зарегистрироваться в качестве комментатора Продолжить регистрациючтобы писать в Блогах и добавлять Новости
Закрыть

Поздравляем!

Вы успешно авторизированы в статусе «Комментатор»

Если Вы хотите делиться новостями или вести
свой блог— нажмите Продолжить регистрацию.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Добро пожаловать!

Теперь вы в команде портала Красноярский Собор!

На ваш e-mail выслано письмо с инструкцией по активации.
Сейчас Вам доступен Личный кабинет с ограниченной функциональностью.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Нам очень жаль

Это функция доступна только
зарегистрированным пользователям!

Зарегистрируйтесь и будьте с нами!

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены к Форме регистрации.