Крёстному ходу - "любо"!

На встречу прибыли священники из всех регионов Красноярской, Енисейской, а также Канской и Бугучанской епархий, духовно окормляющие казачество. Протоиерей Андрей Казанцев, председатель отдела по взаимодействию с Енисейским казачеством Красноярской митрополии, войсковой священник Енисейского казачьего Войска и Единого Енисейского казачьего войска Союза казаков России, сделал интересный доклад - исторический экскурс, рассказав о появлении в Сибири казаков. Собравшиеся подробно обсудили предстоящий крёстный ход, обговорили форму и атрибуты участников шествия-казаков, остановились на других важных деталях мероприятия.
Благословив казаков на крёстный ход, митрополит Пантелеимон напомнил, что торжественное шествие будет посвящено не только Собору святых, в земле красноярской просиявших, но и столетию Енисейского казачьего войска.
— Крестный ход это возможность заявить всему краю, что православные – единая и важная сила, и о том, что дух казачества жив и силён и способствует возрождению нашего края и всего Отечества.
Присутствующие казаки выразили единодушное намерение участвовать в июньском молитвенном шествии, традиционным возгласом - «любо!».
Затем представители священства и казачества перешли к темам воцерковлённости казаков и к вопросам отношений атаманов казачьих объединений с духовниками и светской властью, сделав акцент на моральных качествах представителей казачества. Протоиерей Андрей Казанцев заострил внимание собравшихся на том, что исторически, за редким исключением все казаки были православными, и призвал атаманов чаще интересоваться духовным состоянием подчинённых, чаще общаться со священниками, не пренебрегать посещением храмов.
— Православная Церковь всегда была силой, объединяющий казаков, — отметил епископ Канский и Богучанский Филарет. — Если представители казачества не будут забывать о церковной жизни, станут активнее участвовать в Таинствах, будет и сплочённость, а разногласий между казаками будет меньше.
На встрече прозвучало много интересных предложений от общественников и духовенства: учредить краевые казачьи соревнования, продумать вопрос создания казачьих классов в школах, разработать концепцию идеологии казачества.
В завершении Владыка Пантелеимон поделился своими размышлениями о сложных моментах и хитросплетениях в истории нашей страны, коснулся гражданской войны, разделения общества на красных и белых, привёл примеры из жизни своей семьи и призвал всех собравшихся следовать христианским принципам прощения и милосердия.
СПРАВКА
Из истории Енисейского казачества
(Выступление отца Андрей Казанцева)
В Сибири казаки появились в конце XVI века в составе гарнизонов первых русских острогов — Тобольска, Березова, Пелыма, Сургута. В первой половине XVII века казачьи партии вышли к Енисею и стали проводить разведку по его притокам, пробираясь на Чулым, Ангару, Абакан, Турухан. На своем пути они закладывали новые укрепленные пункты, зимовья и остроги: Мангазею, Енисейск, Ачинск, Красноярск и Канск. Таким образом, казаки-енисейцы внесли большой вклад в дело изучения и освоения огромных пространств Сибири.
Первые казаки, пришедшие в Сибирь, были выходцами из вольных казачьих общин Дона, Урала, Северного Кавказа и Запорожья.
Первоначально местное казачество комплектовалось преимущественно за счет перевода в Сибирь «на вечную службу» служилых людей из Европейской России и ссыльных.
В XVII веке казаки являлись главной, а в большинстве случаев и единственной силой в гарнизонах сибирских городов, крепостей и острогов; они были основным звеном, обеспечивающим государственное управление краем. К началу XVIII века численность служилого казачества в Сибири составляла более 5,5 тыс. человек, в том числе в Красноярске — 617 человек.
По роду своей службы казаки делились на две категории: городовых (полковых) и станичных. К первым относились казаки, которые еще не обзавелись прочным хозяйством или отбывавшие службу в местах, отдаленных от их постоянного места жительства. Станичные же казаки должны были нести службу в местах своего жительства, в том числе и на пограничных постах и заставах. На службу казаки зачислялись с 16-летнего возраста и несли ее «до того времени, пока продолжать оную в силах».
Круг служебных обязанностей казаков строго не регламентировался.
В XVII веке первенствовали чисто военные функции — захват новых сибирских «землиц», приведение в русское подданство местных племен и сбор с них ясака. Казаки несли также гарнизонную службу, конвоировали ссыльных, сопровождали казенные грузы, выполняли полицейские функции, охраняли казенные учреждения и склады, винокуренные заводы и золотые прииски, обеспечивали работу таможен.
К 1917 г., поданным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, енисейское казачество насчитывало более 14 тыс. человек обоего пола. Февраль 1917 г. активизировал общественные настроения в казачьей среде. 25 мая (8 июня) 1917 г. в Красноярске прошел I съезд енисейских казаков, который провозгласил образование Енисейского казачьего войска (ЕКВ).
Однако зимой 1918 г. большинство казаков по требованию красногвардейцев разоружились, а руководители ЕКВ были вынуждены скрыться. Восстановление военной структуры Енисейского казачьего войска произошло зимой 1919 г. уже при колчаковскойвласти. Вместе с белогвардейскими войсками два полка ЕКВ отступали на восток и впоследствии оказались в эмиграции на территории Маньчжурии.
Советская власть ликвидировала казачество как особое военно-служилое сословие. Енисейское и Иркутское казачьи войска, а также Якутский казачий полк были упразднены. Оставшееся в Сибири малочисленное казачество впоследствии полностью растворилось среди местного населения.
- Комментарии