События дня: Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Глас 1. Великий пост.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
-
— Великие праздники
-
— Пост
-
— Сплошные седмицы
-
— Строгий пост
-
— Дни поминовения усопших
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Глас 1.
Великий пост. |
![]() Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
|
Прп. Алексия
, человека Божия (411).
Прп. Макария
, игумена Калязинского, чудотворца (1483).
Мч. Марина.
Сщмч. Александра пресвитера (1919). Сщмч. Виктора пресвитера (1942).
ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ
Память 17 / 30 марта
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
***
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
![]() |
Святой Алексий, человек Божий |
Положившись на Провидение, он сел на корабль и доплыл до Лаодикии. В этом городе присоединился к торговому каравану, который направлялся в месопотамский гор. Едессу. Там Алексий остановился у церкви Пресвятой Богородицы и прожил на ее паперти семнадцать лет. Одетый в нищенскую рваную одежду, он питался от милостыни, которую ему подавали верующие, приходившие в храм помолиться.
Между тем его отец отправил слуг во все концы на поиски сына, в то время как мать, одетая во вретище, пребывала безутешная в подавленном состоянии духа, а его супруга, подражая любви горлицы к своему супругу, ожидала хоть какого-нибудь известия. Некоторые из посланцев Евфимиана добрались до Едессы. Они проходили мимо Алексия и подавали ему милостыню, даже и не подозревая, что это и есть их знатный хозяин, настолько аскеза и дурное обращение, которое он из любви к Богу переносил с благодарностью, изменили его телесный облик.
По прошествии долгих лет церковному ризничему явилась Пресвятая Богородица, приказав, чтобы он повелел человеку Божию войти внутрь церкви. Когда Алексий увидел, что открыт и люди начали воздавать ему почести, он снова решил бежать и сел на корабль, плывущий в Таре. Но неблагоприятные ветры или, скорее, Божественный Промысл, пригнали корабль прямо в порт Рима. Святой покорился этому Божественному знамению и немедля направился к родному дому, где он, будто нищий, попросил милостыню у собственного отца, вышедшего из дома. Евфимиан не узнал возлюбленного сына. Он со времени горестной утраты еще сильнее, чем раньше, стал расположен к делам милосердия и приказал своим слугам дать кров этому бедному человеку и кормить его остатками своей трапезы так долго, как он этого захочет.
Человек Божий провел еще семнадцать лет у дверей отчего дома, перенося без единого слова недовольства, и даже радостно, оскорбления и насмешки слуг. Когда он почувствовал, что приближается день его ухода из этого мира, он попросил, чтобы ему принесли свиток и чернила, и так, с пером в руке, написав всю историю своей жизни, почил, дабы вселиться в вечные обители.
В тот же день, когда в храме Святого Петра в присутствии императора Гонория (395-423) и при большом стечении народа папа совершал Литургию, в алтаре послышался голос, воскликнувший: «Ищите человека Божия: он будет молиться за город и за всех вас. Ибо он уже покидает свое тело!» Весь народ начал молиться — и снова послышался голос, который открыл, что человек Божий находится в доме Евфимиана.
Когда величественная процессия с императором и папой во главе приблизилась к дому, слуга, помогавший Алексию, поведал, что нищий, живший столько лет у входа в дом, раздавал свое пропитание еще более бедным, чем он, а сам принимал немного хлеба и воды лишь по воскресеньям, оставаясь невозмутимым и даже радуясь оскорблениям от прочих слуг. Они вошли в его хижину и нашли Алексия уже умершим: в руке он держал свиток. Когда его зачитали принародно, все пребывали в молчании, изумляясь тому, каким удивительным образом этот служитель Божий воевал против естества, дабы приобрести сверхъестественные блага. Император и папа, видя слезы и слыша стенания родителей Алексия, советовали им более радоваться и ликовать от того, что они произвели на свет столь великого святого, который во веки веков будет править вместе со Христом.
У смертного одра собралась толпа: к слепым возвращалось зрение, глухие начинали слышать, немые громко прославляли Бога, лукавые духи бежали. Толпа была столь велика, что погребальное шествие не могло начаться. Император повелел разбрасывать золотые монеты в надежде, что толпа отступит от гроба, дабы собрать их. Но это оказалось тщетным: народ пренебрег тленным золотом, чтобы получить нетленную благодать, дотронувшись до тела святого.
Наконец оно было положено в церкви Святого Вонифатия[2] в гробу, украшенном золотом и драгоценными камнями. Из него обильно истекало благоуханное миро, которое исцеляло всевозможные болезни.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
[1] Несмотря на большое сходство его «Жития» с «Житием» св. Иоанна Кущника [15 ян.], мы сохранили здесь традиционное различение этих двух очень любимых народом святых.
[2] В настоящее время это храм Санти-Бонифацио-эд-Алессио на холме Авентин. Согласно другим источникам, св. Алексия погребли 17 июля 383 г. в церкви Святого Петра.