Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Вход

Сказ о Петре и Февронии

Сказ о Петре и Февронии
Анимационный фильм, вышедший на экраны летом 2017-го, ко дню празднования Дня любви, семьи и верности в России, не первая попытка кинопромышленности поведать историю любви, благословленной Всевышним. Зачем же эту историю экранизировали вновь, и что вышло у маститых режиссеров: Ю.Кулаков («Князь Владимир»), Ю. Рязанов («Иерей-сан. Исповедь самурая» и др.)?

Начнём с повести, которая легла в основу мультфильма и личности ее автора. Ермолай-Еразм - один из выдающихся русских мыслителей, публицист и писатель 16 века, жемчужиной творчества которого стала, написанная им «Повесть о Петре и Февронии», в 1547 году, уже после канонизации четы. Судя по данным историков, Эразм аккуратно собирал данные летописи и устных преданий. Героев повести Собор канонизировал в святые по указу первого императора Руси – Иоанна Васильевича (Грозного), который перед походом на Казань в 1552 году, усердно молился пред иконами княжеской четы, почитаемой народом, но еще не прославленной в лике святых. Победив, царь устроил первый храм Благовещения с приделом в честь Петра и Февронии.

Сказка снята в лучших традициях рисованного кино: хорошо прописанные, истинно русские образы героев, сочные цвета, гармония движения и звука. Приятно, когда кадры не «рвутся», а голос героя такой, каким его себе представляешь, закрыв глаза. Соответствие облика персонажа его озвучиванию помогает правильному восприятию. Возможно, песня-фон могла бы носить более запоминающийся характер, подчеркнув прекрасный вокал певицы Валерии.

Христианская символика источника образно показана в виде мудрой жены, змея-искусителя, героя-змееборца, и даже чудесного Агрикова меча (очевидного аналогом меча-кладенца или меча Святогора) суть – помощи, подаваемой человеку Господом для сражения с нечистой силой. Этими образами и вышита канва сюжета: борьба человека с врагом рода человеческого, примеряющим то маску хвори, то заговорщиков, то завистницы.

Образ врага, нападающего на Муромское княжество Змея, не просто нарисован, как это реализовано в предыдущей версии мультфильма. В «Сказе» рисованные персонажи объемны: например, в одном из своих перевоплощений, Змей возникает из кучки грязи, обращаясь в истукана, чем напоминает о варварских идолах и современных псевдогероях – пауках, роботах, гротескных людях-громадах и полулюдях. Как ребенок, так и взрослый, увидевший такой персонаж, сможет в дальнейшем задать вопрос об истинной природе героя, независимо от преподнесенной ему трактовки.

Жаль только, что мультфильм был запущен в прокат без рекламной кампании, в часы «низкого спроса» - единственный сеанс в 9.00 утра и ограниченно по сроку проката, не то, что другие продукты.

Создатели внимательно отнеслись к истории костюма, по которой раньше определяли сословие: «двурогую» кику, которую носит завистница Февронии, не могла носить простая женщина, а значит и героиня была кем-то из княжеского окружения. Одежда и обувь мужчин также подтверждает эту мысль. Таким образом, напрашивается вывод о реальной подоплеке истории: змей-оборотень, превращающийся в князя Павла с целью обмана его жены, подданных и захвата власти, является олицетворением реального предателя из круга близких князю людей.

История борьбы Павла и далее – Петра, взошедшего на трон по смерти брата, со Змеем, болезнь молодого князя и его чудесное исцеление с помощью мудрой девы Февронии, дочери древолаза, занявшей место княгини по личным достоинствам, напоминает зрителю о главном: о необходимости соблюдения нравственных устоев как залога здоровья и счастья.

"Блаженный Давид и Евфросиния (имена Петра и Февронии в постриге) в жизни своей были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди о нерушимом союзе», – писал преосвященный Филарет, как историк, изучавший детали устного предания и сопоставивший их с рассказами о чудесах, случившихся с этой парой и их останками. Чего стоит один факт попадания останков супругов в один гроб трижды, согласно их завещанию, и, невзирая на захоронение не только в разных гробах, а и в разных обителях! Только по троекратном обнаружении обоих в одном гробу, народ решился исполнить предсмертную волю четы и перенести их в один гроб.

Какие нравственные ростки могут взойти после просмотра «Сказа»? Помимо главного контекста истории, она являет собой образец для подражания, верный нравственный ориентир для детей по ролям мужчины и женщины в семье и обществе.

P.S.

Этот обзор я сделала спустя время после выхода фильма. «Что же ты раньше молчала?» – спросит некто, и будет прав. Мы не привыкли сразу же позитивно говорить, писать, выпускать тематические брелочки, сувениры, с тем, чтобы наши дети помнили истории о своих, праведных, святых героях. А мы привыкли стесняться хорошего, нам неловко хвалить…Но ловко делать фильмы, порочащие честь и достоинство святых мучеников, невинной убиенной святой семьи.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Закрыть

Поздравляем!

Имя должно содержать только русские буквы и цифры!

Ваша почта нужна для уведомлений от нашего портала.

Для продолжения регистрации Вы должны принять
пользовательское соглашение

Зарегистрироваться в качестве комментатора Продолжить регистрациючтобы писать в Блогах и добавлять Новости
Закрыть

Поздравляем!

Вы успешно авторизированы в статусе «Комментатор»

Если Вы хотите делиться новостями или вести
свой блог— нажмите Продолжить регистрацию.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Добро пожаловать!

Теперь вы в команде портала Красноярский Собор!

На ваш e-mail выслано письмо с инструкцией по активации.
Сейчас Вам доступен Личный кабинет с ограниченной функциональностью.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Нам очень жаль

Это функция доступна только
зарегистрированным пользователям!

Зарегистрируйтесь и будьте с нами!

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены к Форме регистрации.