Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Вход

Прививка добра

Прививка добра
«При нашем храме есть Воскресная школа для детей. Не желаете, чтобы Ваш мальчик посещал ее?» – обратился ко мне как-то в августе, после Литургии, наш дьякон о.Владимир.

- А что они там будут делать? Кто преподает? Когда, где занимаются? – полетели родительские вопросы.

Отец Владимир взглянул на меня, и рассеивая мои сомнения, с воодушевлением начал: "Будут прикладное искусство изучать, и молитвы, петь их научат в хоре. Сначала покормят, после Причастия же голодные все! Заниматься будем пока в библиотеке, а вот как Центр Просветительский доделаем, туда переедут. Там и парты новенькие, и кинозал. Преподаватели матушки наши. Вот, возьмите пока анкету, заполните ее, если решите ходить".

За последние пару десятков лет наше общество все сильнее подвергается духовному выжиганию, в особенности легко опустошаются души незрелые, детские. С одной стороны, мы раскрыли объятия новшествам прогресса: мобильной связи, высокоскоростному интернету и 3D кино, а с другой, подобно отрокам из сказки про Мальчика-с-Пальчика, все больше удаляемся от дома – от церкви Христовой. Вот уже и виднеется в дымке черный замок Кощея, ожидающий тех, кто заблудится, предлагая «дары» – алкоголизм, наркоманию, игроманию, и другой мусором, заполняющим нишу в отсутствие пищи духовной, ибо природа не терпит пустоты.

Вот если бы сделать человеку прививку, как от полиомиелита - прививку добра, чтобы у него сформировался маячок, всегда выводящий на дорогу домой, как белые камешки, выведшие отроков из сказки.

Прихожане церквей, так или иначе, чувствуют, что воскресная школа – это и есть та самая тропинка к свету, которая должна вывести наших деток к дому, не дать им попасться в сети. Только как именно она это сделает, чему научит?

Выданная нам для заполнения анкета, помимо стандартного набора вопросов о ребенке, содержала очень важный вопрос: «Чего именно родители ожидают от Воскресной школы?»

Вся семья, включив фантазию и вспомнив кое-какие церковные книги, вывела формулу: ожидаем изучения Закона Божия, объяснения терминов, а еще наш сын горячо желает овладеть новыми навыками . Как потом рассказала матушка-директриса, родители заполнили анкеты ответственно: некоторые ожидают, что их ребенок образумится, другие – что чадо успокоится, а иные – что станет усидчивее. Словом, получается, что мы находимся под впечатлением, что Воскресная школа - эдакий сироп: 2 капли восполнения промахов родителей, 3 капли - новых навыков, немножко добавим благочестия и умиротворения, вот это и исполнит наши желания.

Мы - все те же язычники, по сути, без собственных усилий ожидающие чуда, просто приведем – посидит детка - и готово.

На деле же, по замыслу, основная задача Воскресной школы - приблизить детей к церкви, дать им почувствовать ее суть: церковь – это как продолжение семьи кровной, место, где маленькому человеку здорово, где его ждут, а ошибки простят, хоть и придется для этого потрудиться. Это первый ответ на вопрос: зачем? Занятия Воскресной школы дополняют то, чего нет в ни в общем образовании, ни в бытовом нашем воспитании, просто проходят они в ином, духовном измерении.

В день, когда мы припозднились на Литургию и вошли прямо в трапезную, о. Владимир устанавливал огромную «плазму», а дети затаив дыхание, стояли открыв рты в ожидании чуда, и оно себя явило: мультик о Святом Серафиме Саровском сразу облегчил понимание жития. Слава Богу, теперь нам доступны качественные, содержательные мультфильмы, которые и взрослые смотрят с интересом.

Первое занятие в школе – музыка и хоровое пение, которым руководит регент храма.

- Представляешь, ма, мы будем поздравлять самого Владыку с Рождеством! Колядки будем петь! – таинственно и с придыханием сообщает Сережка после первых же занятий.

И, конечно, не обошлось без курьезов и забавных эпизодов.

В прошлом году пошли ученики поздравлять Владыку. Владыка стал расспрашивать деток, кто как празднует Рождество да каких даров хотел бы получить на праздник. Тут одна малышка и выдала, старательно смакуя слово: «Мя-са!»

Еще одно отличие от светской школы: в этой «домашка» в радость, хотя предмет, по которому они ее выполняют непрост – храмоведение. С удовольствием выполняются задания в виде кроссвордов по терминам, вырезаются ангелочки, выучиваются стихи, а уж про вышивку и поделки к Рождеству, Пасхе и говорить нечего.

Чему еще учат детей? Навыкам взаимопомощи, поддержки и участия. Младшая группа делала фигурки зверей из того Вертепа, где предстоит родиться Спасителю. Гоша маленький, моторика слабая, дело у него не продвигалось, и тут на помощь пришел старший друг, ученик аж второго класса - Серега. Весь урок старший по-братски помогал младшему выполнить лепку, да так увлекся, что забыл о собственном задании. Свою корову-кормилицу он доделывал, когда дети разошлись.

Дети в воскресной школе не только учатся, но и учат нас, взрослых, как надо любить ближних, ничего не ожидая взамен, а то и в ущерб себе.

После занятий расходятся детишки чуть-чуть измененными – спокойнее, вдумчивее становятся они, им теперь легче сделать выбор, почувствовать нутром верную дорогу.

…Возвращаясь как-то после Воскресной школы на автобусе, присели мы с сыном на последние места ПАЗика, те, что напротив задней двери. То воскресенье выдалось особенным – мы причастились, настроение было отличным, в окно пробивалось осеннее солнышко и, само собой, пришло желание возблагодарить Всеблагого Господа за все. Наклонившись, я подсказала ребенку, что надо бы благодарственные молитвы сказать, и уже достала из сумочки дорожный молитвенник, открыла его и стали мы дружно читать, как вдруг:

- Тебе, мамаша, не надо так с мальчишкой!

Голос принадлежал мужчине возрастом около пятидесяти лет, в полуспортивной одежде, сидевшем рядом с дверью. Симпатии или доверия весь его облик не вызывал, только желание вежливо отвадить советчика. Но ведь я причастилась и мечтала удержать Благодать как можно дольше, поэтому просто взглянула на мужчину удивленно.

- Да, да! Вот я точно говорю: ему всякой ерундой мозги полощете, а тут столько дел! – продолжил самозванный проповедник, - Мальчишке бы спортом заняться, в футбол погонять, а Вы его заставляете книжонки эти читать. Да что он сможет от них? А если завтра война, он что – молиться будет? Если родину защищать...

Стало очевидно, что монолог приобретает характер трибунной речи, почти перекрываюшей шум мотора, и сам он не прекратится, придется остановить.

- Во-первых, мы с Вами незнакомы, так что на «ты» попрошу не переходить. Во-вторых, знаете ли Вы, сколько монахов и священников воевало во время Великой Отечественной, а сколько из них отдали свои жизни во спасение чужих людей? Наш батюшка весь в орденах, только он скромный и не демонстрирует их – это мы так, случайно узнали.

Пыл оратора сразу поуменьшился, но не остановился:

- Да я, сам, когда в Афгане был...да...Вы ж не понимаете!

- Те, кто побывали в Афгане, обычно об этом не рассказывают, война и смерть – не та тема, о которой герои говорят. Ни мой дед, ни знакомые особо не любили этой темы. И кстати, один мой сын занимается как раз дзюдо, а второй - рукопашным боем, так что одно другому не мешает.

- Между прочим у нас свобода слова и вероисповедания, – робко вступила женщина в сиденья впереди.

- Дак она ж ребенка чему учит! А вдруг он в монахи эти подастся?! Тогда уж точно будете плакать! – продолжил доброхот.

Вот тут я поняла, о чем речь – это проверка, еще одна из многих, уже бывших в моей жизни. И я ответила, без тени сомнения.

- Если мой сын выберет путь служения Господу, я буду только счастлива! - больше я решила в дискуссию не вступать, пусть победит смирение.

Мужчина был потрясен и некоторое время оглядывался по сторонам в поисках поддержки. Однако, напротив нас сидел юноша с монголоидными глазами, он молча улыбался, слушая нас. Остальные же пассажиры сидели дальше, и их явно не интересовал «ужас», который я только что произнесла.

- Ну мы посмотрим, мы встретимся еще! – пожелал продолжить пришедший в себя оппонент, как вдруг ребенок потихоньку обратился ко мне:« Мамочка, а давай пересядем, впереди два места освободились».

Мы спокойно пересели и забыли о поучениях этого несчастного, ведь мой сын уже получил «прививку добра» и был защищен ею.

Воистину говаривал Святой Силуан Афонский: «Душа смиренного – как море, брось в море камень – он на минуту возмутит слегка поверхность, а затем утонет в глубине его».


  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Закрыть

Поздравляем!

Имя должно содержать только русские буквы и цифры!

Ваша почта нужна для уведомлений от нашего портала.

Для продолжения регистрации Вы должны принять
пользовательское соглашение

Зарегистрироваться в качестве комментатора Продолжить регистрациючтобы писать в Блогах и добавлять Новости
Закрыть

Поздравляем!

Вы успешно авторизированы в статусе «Комментатор»

Если Вы хотите делиться новостями или вести
свой блог— нажмите Продолжить регистрацию.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Добро пожаловать!

Теперь вы в команде портала Красноярский Собор!

На ваш e-mail выслано письмо с инструкцией по активации.
Сейчас Вам доступен Личный кабинет с ограниченной функциональностью.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Нам очень жаль

Это функция доступна только
зарегистрированным пользователям!

Зарегистрируйтесь и будьте с нами!

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены к Форме регистрации.