Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Вход

Подвиг послушницы

Подвиг послушницы
Подвиг послушницы

“Да сохранятся в потомстве имя её, подвиг её, разум и человеколюбие…”
Преосвященнейший Никодим, первый епископ Енисейский и Красноярский

Что человек оставляет на земле после ухода в вечность? Накопленные богатства? Выстроенные дома и посаженные деревья? Хороших детей? Память о добрых делах и доблестных поступках — бесценное сокровище, которое народ хранит веками, передавая из поколения в поколения. Героями же часто становятся люди обычные, неприметные. Именно такой — обыкновенное крестьянкой — была сибирячка Ксения Лукьянова, о жизни и подвиге которой мы узнали благодаря уникальной монографии историка Игоря Фёдорова о приенисейских монастырях.

Вместо свадьбы — постриг

Ксения Лукьянова родилась 29 января 1839 года в деревне Большеимышенской Ужурской волости Ачинского округа в крестьянской семье. Родители девочки — Михаил Иванович и Дарья Прокопьевна — возраста 31 года и 33 лет считались в те времена людьми среднего возраста. Дочка Ксения была их третьим ребенком: в семье уже росли дочь Ирина и сын Федор.

На следующий день после рождения Ксению окрестили в церкви, таинство совершил священник Иоанн Евтюгин, крёстным отцом стал крестьянин Александр Потехин, крёстной матерью — девица Любовь Лукьянова.

Детство и юность Ксении прошли в Большеимышенской, на левом берегу реки Чулым, в месте впадения в него речки Чернавка. В деревне насчитывалось 50 дворов, где проживало в общей сложности около 380 человек.

Когда девочке было всего четыре года, в семье случилась трагедия: умерла, родив мальчиков-близнецов Савву и Феодосия, её мама. Отец, недолго горевав, вскоре женился на крестьянской вдове, женщине, которая была старше его на семь лет. О том, как складывалась жизнь сирот Лукьяновых при мачехе, можно только догадываться. Но образования Ксения не получила (не было обычая в те годы учить крестьянских детей) и к 23 годам, не выйдя замуж, испросив благословение отца, пошла в послушницы Енисейского Христорождественского монастыря. Поселившись в тихой обители, потихоньку втянулась в жизнь монастыря, выполняя различные работы по хозяйству и поручения начальства. Спустя два года, полюбив монастырскую жизнь всей душой, девушка решает посвятить монашеству свой земной путь и отправляет прошение настоятельнице — игуменье Афанасии: “…Я осмеливаюсь покорнейше просить Вас принять меня в число сестер монастыря. К сему прошению по безграмотности и личною просьбою руку приложила послушница Анна Белозерова”. Через год, после рассмотрения всех документов издаётся указ Енисейской Духовной консистории от 3 августа 1865 года: девицу Ксению Лукьянову “принять в Енисейский женский монастырь на всегдашнее жительство”. В этом же году при монастыре открывают училище для сирот-девиц духовного звания. Ксению определяют на послушание при училище, и неграмотная крестьянка, проявив настойчивость и прилежание, постигает азы просвещения, овладевает грамотой и письмом.

Испытание огнем

Когда послушнице Ксении исполнилось 30 лет, на её долю выпало большое испытание, которое она прошла с честью, навсегда вписав своё имя в историю Енисейской епархии.

27 августа 1869 года в Енисейске вспыхнул страшный пожар — город сгорел дотла, и в огне погибли более двухсот горожан. “Страшная буря и огонь обрушились на город, — свидетельствовали очевидцы. — В этот день поднялась погода, превратившаяся в страшный ураган. Вдруг раздался зловещий звук набата на всех енисейских колокольнях. Все затрепетали. Катастрофа началась от возгоревшегося мелкого кустарника за городом; огонь быстро добрался до склада сена, и вот мгновенно образовался огненный шар, рассыпавшийся в разные стороны. В центре города свирепствовала огненная буря. Не только деревянные, но и каменные здания, железные крыши, церкви и колокола подверглись страшной разрушительной силе грозной стихии. Вся атмосфера имела темно-красный вид и обдавала жгучим дымом. Пламя лилось с каким-то грохотом, треском и свистом, несмотря на то что, по-видимому, в некоторых местах нечему было и гореть. ... раздавались отчаянные крики и рыдания”.

Вот что писал в своих записках преосвященный Никодим, первый епископ Енисейский и Красноярский: “…Приехали к Христорождественской церкви, при коей от основания города доселе существовал женский монастырь. Разрушена пожаром и сея церковь. При монастыре было училище девиц духовного звания. Для него лишь отстроено было хорошее деревянное здание в полтора этажа. Отроковиц в училище было восемь. Как огненный ураган охватил окрестность и когда вдруг запылали и церковь и монастырь, — монахини бросились, куда какая успела. Шесть из них лишились жизни”.

А что же наша героиня? Епископ Никодим пишет, что как только начался пожар, Ксения не впала в панику, не бросилась спасаться, но позаботилась о сиротах-воспитанницах. Поняв, что городу угрожает смертельная опасность, она приказала девочкам одеться и быстро следовать за нею. Вместе с детьми она стремительно направилась к выходу из города, к востоку, довольно долго — около версты — они бежали по улице, чтобы скрыться от багровой огненной стихии. Стараясь не растерять девочек в толпе енисейцев, в отчаяние покидающих пылающие кварталы, твердя про себя молитвы, Ксения несла то одного, то уставшего другого ребёнка на руках, стараясь не потерять из виду ни одно чадо. Так они выбрались на окраину города к Иерусалимскому кладбищу и продолжили свой путь — ещё семь вёрст — до села Верхопашенского, где священник Илия и супруга его приняли их и успокоили.

“Да сохранятся в потомстве имя её, подвиг её, разум и человеколюбие” — отдаёт дань уважения подвигу послушницы преосвященнейший Никодим, завершая свои записки.

Усердна и послушна

Со временем сгоревший монастырь восстановили и переименовали — из Христорождественского в Иверский. Как сложилась судьба Ксении Лукьяновой после пожара? Вместе с остальными сёстрами она нашла приют в селе Казачинском, а затем в Красноярске. В 1871 году послушница была утверждена в штате монастыря. Как одну из самых надежных и сметливых сестёр, её отправляли по Енисейской епархии за сбором средств на восстановление монастыря. Спустя год Ксения была облечена в рясофор с наречением имени Калисфения, проходила послушание, прислуживая немощной монахине Архелае. Настоятельница монастыря, игуменья Афанасия отмечала, что Калисфения “поведения весьма хорошего, к послушанию усердна”. В 53 года Ксения, по указу Енисейской духовной консистории была пострижена в полное (мантийное) монашество. Имя при постриге ей дали Асенефа — в честь праведной ветхозаветной жены Иосифа, сына Иакова от Рахили.

Историк Игорь Федоров отмечает, что подобное имя было впервые употреблено в Енисейском монастыре, и считает, что оно могло быть дано Ксении Лукьяновой из-за высокого роста и крепкого телосложения. “Согласно ветхозаветной традиции, Асенефа, жена Иосифа, отличалась очень высоким ростом и крепким телосложением, — рассуждает ученый. — Если предположить, что Ксения Лукьянова внешне соответствовала праведной Асенефе, становится понятной и одна из причин её ухода в монастырь: в небольших деревнях, коей и являлась родина Ксении, высокорослым девушкам трудно было найти себе пару”.

Мантийная монахиня Асенефа, продолжила вести жизнь иноческую в Енисейской обители и в начале XX века. Как и подобает монашествующей, она молилась и исповедовалась, причащалась и держала посты, трудилась и вела скромную спокойную жизнь, как будто и не было того яркого подвига в огненную августовскую ночь.

Окончила свою земную жизнь Ксения Михайловна Лукьянова 12 июля 1912 года с полным христианским напутствием и была похоронена в монастырской ограде Енисейского Иверского девичьего монастыря.

Справка

Енисейский Иверский (в прошлом — Христорождественский) епархиальный женский монастырь основан предположительно в 1623 году Параскевой Племянниковой. Историки рассматривают и другие даты основания монастыря. Монастырь имел свои земли, вел широкую торговлю хлебом, рыбой, пушниной во многих сибирских городах.

В конце XVII века в монастыре было построено помещение для содержание важных преступниц.

В 1843 году в обители жил святой старец Даниил Ачинский, здесь же его похоронили и выстроили над местом захоронения каменную часовню.

Во времена советской власти монастырь был закрыт, возрождение обители началось с 1998 года.

В 2002 году начал действовать восстановленный монахинями Воскресенский храм, ведутся службы в Иверской церкви. В настоящее время настоятельница монастыря — игумения Олимпиада (Шмик). Сёстры обители молятся, шьют церковное облачение, пекут просфоры, трудятся на монастырском огороде.

Интернет-журнал – Прихожанин
http://prihozhanin.msdm.ru/home/podumat/o-zhizni/2448-vosem-spasennykh-iz-ognya-podvig-poslushnitsy....

  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Закрыть

Поздравляем!

Имя должно содержать только русские буквы и цифры!

Ваша почта нужна для уведомлений от нашего портала.

Для продолжения регистрации Вы должны принять
пользовательское соглашение

Зарегистрироваться в качестве комментатора Продолжить регистрациючтобы писать в Блогах и добавлять Новости
Закрыть

Поздравляем!

Вы успешно авторизированы в статусе «Комментатор»

Если Вы хотите делиться новостями или вести
свой блог— нажмите Продолжить регистрацию.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Добро пожаловать!

Теперь вы в команде портала Красноярский Собор!

На ваш e-mail выслано письмо с инструкцией по активации.
Сейчас Вам доступен Личный кабинет с ограниченной функциональностью.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Нам очень жаль

Это функция доступна только
зарегистрированным пользователям!

Зарегистрируйтесь и будьте с нами!

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены к Форме регистрации.