Отчет о путешествии с лирическими отступлениями о чудесном

Красноярск - Сергиев-Посад транзит
(отчёт об одном путешествии с отступлениями о чудесном)
В сентябре 2006 выдался у меня первый за последние лет семь отпуск. Вернее даже, не выдался, а … Дал я себе некогда зарок, что… В общем, неспокойно было на душе… Короче, решил я ехать в Троице-Сергиеву лавру, поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского, побывать в Серпуховском мужском монастыре… Короче, паломничество не паломничество, а должен я был это сделать и всё тут!
В память о той поездке остались у меня светлые воспоминания и фотографии, снятые, к сожалению, не на «цифру». (Уж чем, как говорится, богаты.)
В дорогу, друзья мои!
На вокзале провожали меня самые близкие. Можно было бы и пропустить эти не нужные тебе, читатель, подробности, если бы… Если бы не одна просьба моего друга.
Отступление первое, чудесное
Будучи человеком верующим и почитая своим духовным лидером Святого благоверного князя Александра Невского, чьё имя носил, попросил меня мой товарищ поклониться мощам великого князя, если вдруг доведётся в странствиях моих попасть в город на Неве. Всячески уважая друга, я, естественно, горячо обещал исполнить его просьбу. Однако Питер вовсе не входил в мои планы, и я всю дорогу ломал голову, как же выполнить обещание… Запомни эту просьбу и ты, читатель!
Фирменный скорый, верхняя полка, книги, чай в подстаканнике, перестук колес - и вот на четвёртые сутки я уже на Ярославском. Площадь трёх вокзалов. Расписание пригородных электропоездов, билет до Сергиева Посада. Заочно с этими местами я был знаком ещё по службе в армии. Части нашего 12-го Управления располагались именно в этих историко-литературных местах: Загорск (ныне Сергиев Посад), Серпухов, Ясная Поляна, Орёл… Всё порывался вырваться в Лавру ещё тогда, но, видимо, было рановато.
Лавра. День первый.
К Лавре нужно подходить пешком, непременно со стороны вокзала. По уютным улочкам Посада вы внезапно выйдете на холм, и Лавра предстанет перед вами во всём своём великолепии, раздавит, поразит, ослепит и заставит затаить дыхание от мощи своей и красоты. Остановитесь на смотровой площадке, переведите дух, закажите чашечку кофе в местной кафешке и любуйтесь.
Вид с холма на Лавру:
Передохнули? Тогда вперёд!
. В будний день в стенах древней святой обители тихо и покойно. Изредка степенно пройдут по своим делам монахи или послушники, по одному, по двое шествуют богомольцы. Есть время не торопясь оглядеться, погулять по тихим монастырским аллеям, заглянуть в укромные уголки.
Рядом - купцы, монахи и именитые горожане, чьи фамилии ни о чём не говорят мне. Кто эти люди? Но велик, пожалуй, был их духовный путь, коль удостоились чести быть погребёнными в стенах Святой обители, близ захоронений архимандрита Дионисия, московского митрополита Иоасафа, Максима Грека...
По преданию, в монастыре долгое время не было достаточного количества питьевой воды, поэтому воду носили издалека. Что было крайне утомительно. Тогда братия обратилась к Преподобному за помощью. Внемля им, Сергий Радонежский денно и нощно молился на этом месте, а затем воткнул в землю крест, и прямо из креста забил чистый родник.
Крест-источник
Отступление второе, мистическое
Мои раздумья прерывает невесть откуда взявшаяся тетка, вида хоть и приличного, но с нездоровым блеском в глазах. «Они! Они здесь лежат! Вот и платочек мой белый! Тогда ещё я ведь и Владыке говорила, и Самому тоже, - спешит она поделиться своими потаёнными мыслями. Честно говоря, нимало мне не улыбалось поддержать эту содержательную беседу. И дело даже не в явном невсебении моей визави. Просто, проделав столь далекий путь к месту, куда столько лет стремился, меньше всего я искал какого-либо общества. Мне нужны были лишь воздух Лавры, лишь её тишина, величие и покой. Хотелось побыть одному. Смотреть. Думать. Тётя, однако, упускать свободные уши не желала и вознамерилась следовать за мной по всей Лавре, попутно изливая душу. В итоге с полчаса бродил я по монастырским аллеям, не зная, как избавиться от назойливого эскорта. Пока, отчаявшись (прости, Господи!), неожиданно для самого себя, со словами: «Ступай с Богом, матушка!», не перекрестил свою спутницу... Хотите - верьте, хотите - нет, но только тётка вдруг столь ловко потерялась средь древних надгробий и крестов, что мне показалось: она попросту исчезла.
По глупости своей узрел я тогда в произошедшем некий мистический смысл. И лишь позже мне объяснили, что всяческой мистике и прочей бесовщине никак не место на святой земле: ни один одержимый бесами по своей воле не переступит порог храма. И уж если таких людей и приводят для «отчитки» (обряд экзорцизма, или «отчитка», - изгнание бесов, вселившихся в человека), то чаще всего силой. Такая ситуация весьма достоверно изображена в фильме Павла Лунгина «Остров».
О бесах и бесоборцах
«..."Во имя Отца, Сына и Святаго Духа"... Распятие в руках священника лишь прикоснулось к голове женщины лет сорока, и вдруг жуткий звериный рёв сотряс благоговейную тишину храма. Женщину неведомой, но страшной силой буквально отбросило от креста. Со всего размаху её дородное тело рухнуло на пол и забилось в жутких конвульсиях. Толпа, стоявшая до этого настолько плотно, что, казалось, яблоку негде упасть, рассеялась почти мгновенно. Люди, прижимаясь друг к другу, с состраданием и ужасом взирали вниз, на изгибающегося, бьющегося, трясущегося, рычащего человека...
Описанное событие происходило в реальном измерении всего несколько месяцев назад. Место действия - Троице-Сергиева Лавра, где игумен монашествующей братии монастыря отец Герман проводил своё очередное "отчитывание"».
«Бывали и гораздо более серьёзные случаи. Одного одержимого привезли в Троице-Сергиеву прикованным к кровати цепями. Когда его ещё только подносили к воротам Лавры, он начал страшно буйствовать и рваться из пут. Свои действия он подкреплял самым отборным матом. Словесные конструкции, выстроенные из ненормативной лексики, были такой многоэтажности, что услышать похожие перлы можно далеко не в каждой забегаловке. Успокоение пришло к нему после нескольких часов молитвенного служения отца Германа в храме, куда бесноватого занесли прямо с кроватью», - пишет Алексей Верда на портале www.pravoslavie.ru
Скептики-учёные утверждают, что т.н. одержимость (бесноватость) - это не более чем религиозное суеверие, а сами бесноватые - попросту психически нездоровые люди. Но убеждение данное удалось разрушить простым и крайне эффективным экспериментом: «пациентам» предлагали испить воду из нескольких стаканов. Во всех была простая питьевая вода, и лишь в одном - освящённая. И что вы думаете? Клиенты психиатричек пьют воду не задумываясь из всех стаканов, но тот, в кого, как полагают, вселились бесы, никогда не выбирает стакан со святой водой!
Мне довелось подружиться с человеком, который присутствовал на службе отца Германа. Зрелище это, по словам моего товарища, тяжёлое и страшное. К слову, отец Герман - один из тех немногих священнослужителей, которым действительно дан дар экзорцизма.
Полон дум и впечатлений, не заметил, как пролетел день. Напоследок, узнав, что братский молебен (когда на службу собираются все обитатели монастыря) у мощей преподобного Сергия начнется в 5.30, я понял, что пора определяться с ночёвкой. Выйдя из Лавры, набрал номер друга юности, давно и прочно обосновавшегося в златоглавой. «Дружище, вот же ёлки-берёзки, ты где? Ты ж вроде обещался приехать на днях в Москву, в гости заскочить!» - радостно вопил он в трубку. Но лишь только я признался, что уже почти сутки как приехал, товарищ сильно заскучал: «Вот ведь берёзки-веники, а я как раз это… в эту, ну как раз сегодня в командировку умотал! Но ты звони, я к выходным вернусь. Словимся, кофе-чай позавтракаем».
К слову, ни на следующих выходных, ни на каких других в течение целого месяца с товарищем этим мы так и не «словились». Набрав его ещё пару раз и выслушав жизнерадостное «дружищетыгде?» и печальное «веники-командировки!», я плюнул и больше не беспокоил делового москвича.
Ну а пока на горизонте отчётливо маячила неопределённость ночлега.
(продолжение следует)
- Комментарии