Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Вход

Обетованный град и его святые

Обетованный град и его святые

Уже который год я встречаю этот праздник вдалеке от родных святынь. Но всегда в моей памяти - те, что были и остаются молитвенниками за Самарскую землю. Рождаются, живут и умирают люди. Меняются границы стран, меняются власти и режимы, сменяют друг друга на одних и тех же пространствах народы, языки, культуры. А эти горы и леса – казалось бы, всегда были и будут. И эти острова, и эти затоны, которые видны с курганов далеко-далеко. И гряды гор, покрытые лесами. Ставшие вечными стражами благословенного города – Самары, просиявшего огромным количеством святых, прославленных и еще не прославленных, известных – и тех, чьи имена для горожан давно звучат как сказка, как легенда.

В 1384 году, преодолевая речной путь в Золотую Орду, святитель Московский Алексий остановился там, где река Самара впадает в Волгу. Господь открыл его глазам уединенную келлию старца-схимника. И святитель произнес свое знаменитое предсказание: здесь, на этом месте, будет основан Богом хранимый город, в котором просияет благочестие – и никогда ему не быть разоренным.

Шли годы. Безвестные старцы-схимники молились на этих берегах, словно выкладывая и укрепляя фундамент будущему городу-святыне. И воинами Христовыми здесь становились не только мужчины. Народ сохранил предание о великой Усолке-богатырше, которая защищала от набегов родное поселение. И даже в глубокой старости, услышав с улицы крик «враги!», дева-воительница надела доспехи, велела привести ей коня и бросилась в сечу. Разбойники, перепуганные видом богатырши с седой косой, помчались наутек. А защитницу после той битвы до поры никто не видел… Но, как говорят в народе, судьбу ее Господь не стал держать в тайне. Охотник, который пропал в лесах и считался сельчанами мертвым, вдруг вернулся и рассказал диво. Обессилевший, он скитался в горном лесу и набрел на пещеру. При слабом свете свечи различил икону на стене пещеры и древнюю старуху, склонившуюся в молитве перед святым образом. В молящейся отшельнице он без труда признал воительницу из своего села… Не решившись тревожить молитвенницу, охотник пошел прочь от пещеры – и тут чудесным образом понял, как выбраться из лесного плена, и невредимым добрался до дома.

Город Самара, рожденный на этих берегах, действительно, от основания своего славился благочестием. Чудотворные образы в самом городе и окрестностях, благочестивые иноки и инокини… В предреволюционные годы особенно славен был женский Иверский монастырь, и святой Иоанн Кронштадтский неизменно посещал его. Тех же самарцев, которые приезжали к нему в Кронштадт, он отсылал обратно: «Для чего вы приехали? У вас есть отец Александр!»

Говорил он о чудном старце Александре, чудотворце Чагринской обители. О смиренном священнике, с детства терпевшем болезни, пережившем кончину супруги и воспитавшем сыновей. Вся округа знала силу его молитв о душевно и телесно страждущих, а главное – он мог единственным словом своим пробудить в душе пришедшего покаяние. По смерти праведника к его могиле ехали паломники. В революцию новая власть делала все, чтоб память о нем стерлась, но и в 1990-е годы на вопрос, «кто здесь лежит», местные, не помня имени, отвечали: «старец-чудотворец!» Благодаря духовным чадам одной из монахинь Чагринской обители в новое время удалось восстановить житие святого праведника, и мощи его теперь почивают в Иверском монастыре Самары. Потомки его здравствуют и ныне. Двое из троих сыновей его стали священниками, причем один из них известен многим: это Павел Александрович Юнгеров, известный богослов и библеист. Частично сохранились мемуары тех его родных, что пережили революцию и гражданскую войну, они свидетельствуют о невероятной чистоте души и глубине веры. На всю жизнь запомнила я, читая, слова супруги одного из потомков праведника, тогда уже бабушки подросших внуков, - эти слова для меня стали символом настоящей христианской супружеской жизни в любви и нежности: «Мой муж всегда так обращался со мной, что я и сейчас чувствую себя как бы чистой девушкой.»

… Славилась на всю Россию самарская икона «Взыскание погибших» Божией Матери, известная многими исцелениями, славились и другие. Но, словно чувствуя беду, будто ища еще большей поддержки и защиты Небесной, в один из приездов Иоанна Кронштадтского самарцы сказали ему, будто нет в губернии великой святыни: будет ли? «Будет», - уверенно ответил после молитвы святой Иоанн. И в дни революции на краю губернии явил Господь образ «Избавительницы от бед». Явлена она была девушкам-«келейницам», которые, не имея возможности уйти в монастырь, селились вместе и жили по-монашески: словно прообразовал Бог этим, что дано вскоре будет монашеской жизни на нашей земле уйти под спуд, стать тайной. Икона ознаменовалась чудом воскрешения мертвого, которого уже несла на кладбище похоронная процессия, и чудесами исцелений тяжело болящих. В дни гонений святыню удалось спрятать и сохранить до лет возрождения Церкви… А революция уже открывала и открывала новые святые имена : шли мои земляки в Божии объятия через страдания и мучения. Большинство святых, составивших список Собора святых Самары, - священномученики. И простые священники, и архиепископы. Среди последних - Александр (Трапицын), неоднократно сосланный, в 1937 году схваченный вместе с 26 священниками и мирянами и расстрелянный. И прославлена только малая капля этого моря: списки замученных за веру в Самаре священников, иноков, мирян впоследствии пришлось издавать книгой. Нет в соборе святых епископа Исидора Михайловского (Колоколова), жившего в городе на покое: в 1918 году большевики посадили его на кол. Нет и имен последних монахинь Иверского монастыря: их согнали на баржу и затопили в Волге. Когда с врат обители богохульники сбивали Иверскую икону – от иконы раздался стон… Еще не прославлены блаженный Иоанн, которого Господь сохранил в страшных пытках (мучители забивали гвозди ему в голову), хрупкая девушка и смелая воительница Божия схимонахиня Ирина - и многие-многие другие тайные иноки, не боящиеся гонений простые честные священники тех лет, о дивных подвигах которых стало известно в последние годы, и ходившие по улицам молитвенники-блаженные, которых помнят многие горожане, кого-то помню и я… Есть и святые, чья память оклеветана, но хочется верить, что истине дано победить, и об этом – уже другая история.

…Помню одну старушку, которая считалась сумасшедшей. Она садилась в автобус и, то улыбаясь, то возмущаясь, громко говорила о том, что не будет больше такой власти у безбожников, как прежде, что без Бога мы не будем жить хорошо («Этот ваш…Марл Каркс! Накаркал он вам! Много хорошего он вам накаркал?» - кричала она явным безбожникам), и каждый раз, светясь улыбкой, крестилась, когда автобус проезжал мимо одного пустыря. Сейчас на этом месте – огромный храмовый комплекс… Эти старушки, кто в черных платках,балагуря в автобусах, кто в старых самарских домах со скрипучими ступенями, молясь перед иконами в рамках из фольги, кто - работая уборщицами и дворничихами – больше никуда с крестом на груди не брали – они по утрам в воскресенье бежали в храм, они молились за мой город – как когда-то легендарная богатырша. Помнит моё поколение и священников, пронесших веру через страшные годы, кто-то успел вырасти «при ногу» этих пастырей, кто-то хоть чуть-чуть успел обогреться их отраженным Светом.

На месте, где когда-то расстреливали за веру, на пересечении дорог, стоит ныне красивейший деревянный храм Трех Святителей. На другом таком месте, политом кровью мучеников, - храм Самарских святых. Чудесная белокаменная церковь видна тем, кто проплывает мимо Самары по Волге, - это храм Георгия Победоносца, выстроенный там, где был зверски замучен епископ Исидор. С Волги - кажется, что неподалеку - видны еще купола, это возрожденный Иверский мученик-монастырь. А недалеко от речного вокзала стоит часовня в честь святителя Московского Алексия. Предсказавшего рождение великого города-христианина, города-мученика, города-юродивого, города на ладонях Царицы Небесной. Да славятся вовек его святители, преподобные и праведные, страстотерпцы и блаженные. Да молятся они Богу за всех нас.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Закрыть

Поздравляем!

Имя должно содержать только русские буквы и цифры!

Ваша почта нужна для уведомлений от нашего портала.

Для продолжения регистрации Вы должны принять
пользовательское соглашение

Зарегистрироваться в качестве комментатора Продолжить регистрациючтобы писать в Блогах и добавлять Новости
Закрыть

Поздравляем!

Вы успешно авторизированы в статусе «Комментатор»

Если Вы хотите делиться новостями или вести
свой блог— нажмите Продолжить регистрацию.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Добро пожаловать!

Теперь вы в команде портала Красноярский Собор!

На ваш e-mail выслано письмо с инструкцией по активации.
Сейчас Вам доступен Личный кабинет с ограниченной функциональностью.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Нам очень жаль

Это функция доступна только
зарегистрированным пользователям!

Зарегистрируйтесь и будьте с нами!

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены к Форме регистрации.