Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Вход

Как снизить риск формирования зависимости у ребёнка

Как снизить риск формирования зависимости у ребёнка

У вас есть дети до 7 лет? Или от 7 до 14 лет? И в том и в другом случае вы - на ответственной работе, потому что именно в семье формируется реальная программа жизни ребенка, его самооценка, уровень притязаний, практические навыки повседневного поведения, установки на здоровый (или нездоровый) образ жизни, а также отношение к вредоносным факторам.

Врачи знают, что алкоголь и наркотики не приходят на пустое место. К этому обязательно что-то приводит — генетика, семейные факторы, субкультура. По меткому выражению главного нарколога страны Евгения Брюна, «наркология такая сфера — за какую ниточку не потянешь, вытянешь весь мир: и биологические проблемы, и психологические, и социальные, и религиозные, и информационные, и криминальные».

Среди множества факторов, способствующих приобщению подростков к наркотикам, практически все эксперты, имеющие медицинское образование, ставят на первое место биологические факторы. И первый из них - генетическая отягощенность. Что это значит? В организме человека есть специальные рецепторы в структуре головного мозга, которые улавливают и реализуют действие психоактивных веществ, в том числе эндорфинов, которые вырабатываются в самом организме. Если в структуре мозга на единицу его объема таких рецепторов много, то зависимость от психоактивного вещества будет развиваться очень быстро и протекать злокачественно. Если таких рецепторов мало, то зависимость или не разовьется вовсе, либо течение заболевания будет более легким, и есть возможность отказа от приема психоактивного вещества. Именно структура мозга (много или мало рецепторов к эндорфинам) передается по наследству по правилам генетического распределения. Причем передается именно потенциальная склонность и не к какому-либо конкретному виду зависимости (алкоголизму, гашишизму и др.), а к развитию зависимости от психоактивных веществ в принципе.

Также к биологическим факторам риска относятся осложнённая беременность и трудные роды у матери, черепно-мозговые травмы у ребенка с потерей сознания и др.

Биологические факторы делают головной мозг человека более уязвимым, снижают его способность переносить интенсивные и продолжительные нагрузки, «готовят благодатную почву» для развития химической зависимости. Таким детям сложнее учиться в школе, ходить в детский сад, отстаивать свои интересы, заниматься спортом, проявлять интерес к обучению и т. д.

Однако приобщится или нет подросток к наркотикам — далее это зависит от психологических и социальных причин. Все эксперты подчёркивают важность влияния семьи, так как правильное воспитание может уменьшить, а то и вовсе сгладить биологические предпосылки. Социально-психологические факторы даже больного ребёнка могут сделать здоровым, помочь ему выровняться. Но отрицательные социально-психологические факторы даже здорового ребёнка со здоровой наследственностью, со здоровой нервной системой сделают больным.

Что же помогает снизить риск?

Рекомендации экспертов можно сгруппировать в семь правил. Предлагаем вам познакомиться с ними и мысленно провести что-то вроде ревизии: какие факторы защиты есть в вашей собственной семье?

Первое правило

В семье должны быть не только материальные, но и иные жизненные смыслы и ценности.

Одним из факторов риска формирования отклоняющегося поведения эксперты называют размытость нравственных запретов, неясность положительных ориентиров, ограниченность духовных ресурсов семьи.

Кто-то должен с малых лет научить человека различать, что такое хорошо и что такое плохо, где доброе, а где злое, где честное, а где лживое, где чистое, а где грязное, где настоящее, а где фальшивое и почему. Впоследствии это умение дает человеку силу принимать взвешенные решения и делать правильный выбор. В ходе своей работы, встречаясь с ребятами, мы с коллегами с удивлением обнаружили, что с большинством подростков на эти серьезные темы просто и, что называется, по душам, никто не разговаривал и не разговаривает – ни дома, ни в учебном заведении.

Духовная, эмоциональная, психологическая незрелость – серьезный фактор риска развития зависимости от ПАВ. Поэтому для человека очень важно иметь жизненные принципы и правила и уметь различать ситуации, поступки, людей, которые имеют или могут иметь зловредное влияние на жизнь, здоровье.

Очень сильным духовным ресурсом семьи может быть религия. Лучше, если это религиозность не од¬ного из членов семьи, а семьи в целом: с семей¬ными праздниками, постами, семейным обсуж¬дением религиозных и нравственных проблем. Религия дает и ощущение праздника жизни, и ощущение отсут¬ствия смерти.

Кроме этого, ребенку важно рассказывать об истории семьи, истории страны, о том, чем он может гордиться, с кем может себя идентифицировать.

Другими нематериальными смыслами могут быть творчество, музыка, живо¬пись, спорт, вдумчивое коллекционирование, общение с природой, благотворительность, созидательное хобби. Если семья не увлечена ничем, кроме коллекционирования денег, то нужно по¬нимать, что совместное созидательное увлечение должно по¬явиться хотя бы ради ребенка.

Второе правило

Учите ребенка получать удовольствие от жизни здоровыми способами.

У каждого человека есть нормальная, естественная потребность получать удовольствие, менять свое психическое состояние на более комфортное, получать положительные эмоции в повседневной жизни.

Хорошо, если его научили это делать нехимическим путем. Если не научили, и у него есть какие-то проблемы, он будет употреблять психоактивные вещества, поскольку это проще и иногда дешевле.

Для нормального развития биохимии мозга растущему человеку необходимы новые яркие впе¬чатления. Вспомните себя: первое в жизни катание на санках с горы, первая поездка за границу, неза¬планированные выезды на природу, походы в кино, театр и т. д. Здорово, если родители берут ребенка с собой в те интересные места, где нравится им, и где ребенку тоже понравится. Лучше, чтобы такие впечатления были для ребенка приятным сюрпризом, неожи¬данностью. Тогда ребенок сможет правильно развить свою потребность в новизне и «риско¬ванном» поведении.

Кроме интеллектуальных и эмоциональных удовольствий есть еще удовольствие от искусст¬ва управлять собственным телом и чувствовать его. Разумеется, такому удовольствию может научить только физичес¬кая активность. Ребенок должен двигаться столько, сколько он хочет. Чем раньше ребенок начал занимать¬ся каким-либо видом физической активности (подвижными играми, спортом или танцами), тем лучше. Лучше, если маленький ребенок начинает такие занятия вместе с одним или обоими родителями.

Эксперты настаивают также и на том, чтобы родители стремились организовать свободное время ребенка в соответствии с ЕГО интересами. Хобби должны быть добровольными. Хорошо, если родители дали ребенку возможность еще до 10 лет попробовать себя в разных сферах деятельности, в разных кружках и секциях, поискать себя, поскольку очень трудно сразу угадать, что способно его действительно увлечь. Ребенок растет, меняется, переживает возрастные кризисы, ищет себя, и в этих поисках его может бросать из стороны в сторону. Сначала собирал марки, потом играл в шахматы, потом выучился на гитаре, потом записался в секцию карате. И это совершенно нормальное явление.

Чем больше у ребенка возможностей для развития, тем выше шансы, что появится постоянное увлечение, которое займет его свободное время. Если ваш ребенок с детства имеет хобби и интересы, поглощающие его время без остатка, то ему не хватит времени на наркотики, они окажутся ему не нужны. Потому что, когда человек занят интересным делом, у него в организме интенсивно вырабатываются собственные морфиноподобные вещества – эндорфины, гормоны радости и удовольствия.

Кроме этого, занимаясь по дополнительной развивающей программе (в кружке или секции), или имея интересное хобби, ребенок приобретает нечто, что помогает ему в подростковом возрасте выделиться среди сверстников, и отпадает необходимость привлекать к себе внимание за счет негативного поведения

Третье правило

Учите ребенка быть ответственным.

Мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок, что не замечаем, что взяли всю их жизнь на себя. А потом удивляемся, какие они у нас инфантильные и несамостоятельные. Ребенок, которого ограничивают в активности, не приобретает своего собственного жизненного опыта, не накапливает своего личного опыта побед, не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие – нет, и почему.

С раннего детства ребенка его родителям важно придерживаться такой линии поведения, чтобы он ощущал опеку и внимание родителей, и в то же время имел пространство для независимых действий и знал при этом, что ему доверяют. Вот несколько цитат из опроса, который проводился среди родителей наркоманов:

«В детстве он был очень спокойный, послушный, никогда не спорил. Если ему скажешь, что вот этого не делай, то он не будет делать до тех пор, пока не разрешишь»;

«Он податливый такой, мягкий, я и не думала, что он будет таким же податливым в компании друзей, что им так легко управлять»;

«До какого-то определённого возраста он не проявлял какого-то своего недовольства ко мне. Это он мне сейчас говорит: «Мама, ты меня слишком зажимала». Но он меня слушался. Я сказала, он делал. Я его в таких вот строгих рамках держала».

Воспитанные таким образом дети привыкают к тому, что всё за них решают родители, самостоятельно принимать решения они, в результате, не умеют. Кроме того, как только появляется возможность уйти из-под всеобъемлющей опеки, у них обостряется реакция эмансипации: они нарушают все родительские запреты и стремятся туда, куда раньше было нельзя. Но из-за не сформировавшейся самостоятельности, неумения постоять за себя, они, уходя из-под влияния родителей, попадают под влияние друзей.

Поэтому повторюсь: учите ребенка быть ответственным.

Родители поступают разумно, когда дают возможность ребенку проявлять инициативу и самостоятельность там, где он может их проявлять соответственно возрасту. Важно создавать ситуации, в которых тренируется его способность принимать решения.

С самого раннего детства у него в доме должны быть обязанности – пусть поначалу необременительные. Это его сферы ответственности. Например, малыш знает, что игрушки перед сном должны быть убраны на место.

С каждым годом зоны ответственности должны добавляться.

Подросток вполне может отвечать за свою учебную и внеучебную занятость, за какие-то внутрисемейные бытовые вопросы, например, каждый день выносить мусор, гулять с собакой, покупать молоко и хлеб, забирать младшего брата из детского сада, содержать в чистоте свою комнату и т.д.

При этом вы находитесь рядом, интересуетесь результатом, в процесс не вмешиваетесь, помогаете, когда просит.

Родителям важно подавать пример собственной ответственности. Если обещали что-то, доведите обещанное до конца.

Четвёртое правило

Интересуйтесь жизнью ребенка.

С самых ранних лет ребенку нужны люди, которые любят его, разговаривают с ним. Ребенок должен постоянно чувствовать, что взрослых интересуют его мысли, его маленькие тайны и радости.

Приглашайте в гости его друзей. Знайте, в каком окружении он вращается, чем занимается, с кем дружит, чем увлекаются, к каким молодежным субкультурам приобщается. Ведь дети выбирают не наркотики, они выбирают сначала стиль жизни, и если этот стиль предполагает употребление наркотиков, то они приобщаются и к употреблению.

В школьном возрасте самой частой темой для разговора между родителями и детьми становится тема успеваемости. Это, безусловно, важно, но не менее важно как можно чаще разговаривать друг с другом о ваших интересах, желаниях, радостях, огорчениях, открытиях, планах, мечтах… Старайтесь понять мысли и чувства ребенка.

Учитесь правильно задавать вопросы, чтобы получить ответы. Например, на банальный вопрос «Как дела в школе?» чаще всего можно услышать «Нормально». Дежурный вопрос – дежурный ответ. Чтобы получить реальное представления о том, как прошел день и какова ситуация в классе, надо предлагать открытые вопросы, на которые трудно ответить просто «да» или «нет». Например, у школьника младших классов можно спросить, что самое хорошее произошло с ним сегодня в школе.

«Был ли случай, когда ты сердился сегодня? И какой?

Какое место в школе самое классное? И почему?

Что твои друзья будут делать в выходные? А ты что хотел бы?

Если бы инопланетяне прилетели в вашу школу и забрали кого-нибудь, кого бы ты хотел, чтобы они забрали? И почему?

У тебя есть какие-нибудь вопросы, которые ты хотел бы задать учителю?» И т.п.

Если ваш ребенок уже в подростковом возрасте - добавьте его в друзья в социальных сетях. Вы сразу увидите, чем ребенок интересуется, какие проблемы его волнуют. Достаточно посмотреть, что он постит, какими ссылками обменивается, какую музыку скачивает, какие фильмы смотрит, в каких группах состоит, с кем дружит. Но при этом важно соблюдать деликатность. Это не должно быть способом собирания компромата, чтобы потом спустить на ребенка всех собак. Так вы можете потерять его доверие. Интернет-страничка - это лишь информация к размышлению, повод завести разговор по душам на волнующую его тему, не признаваясь, что читали сына или дочь в соцсети.

В этом возрасте у подростка очень хрупкое «Я», неустойчивая система личности. А чувства переживаются очень сильные и яркие. Обсуждая какое-нибудь событие из его жизни, ни в коем случае нельзя пренебрежительно говорить «Мне бы твои проблемы!» или «Ерунда, скоро всё пройдет!». Лучше расскажите о своем пережитом опыте (первой любви, первом экзамене, первой победе, первом пережитом вами предательстве и пр.).

В общем, если вы только к 8-му классу вспомнили, что у вас есть сын или дочь, диалог установить очень сложно. Поэтому чем раньше вы начнете разговаривать, общаться, тем лучше.

Пятое правило

Формируйте правильные представления об успешной личности.

В молодежной субкультуре наркотики, к сожалению, часто связываются с успешностью - есть молодежные кумиры, которые употребляют психоактивные вещества почти открыто. У не обладающих достаточным жизненным опытом подростков возникает ложная мысль о причинно-следственных связях: «Употребляешь наркотики - значит, тебя ждет успех». И здесь очень важно прояснить ребенку картину.

Во-первых, необходимо вести разговор об успехе тактично. Если вы начнете просто очернять кумиров своих детей, скорее всего, быстро потеряете контакт с подростком. Лучше показывать ему и другие - «правильные» - примеры, чем нападать на «неправильные».

Во-вторых, очень здорово, если сами родители — это увлеченные своим делом люди, при этом еще и ведущие здоровый образ жизни и никак не связанные с наркотиками. В этом случае вы - лучший пример. Если ваши друзья и знакомые тоже такие - это еще один хороший аргумент для ребенка. Другое дело, что озаботиться этими аргументами надо задолго до того, когда ребенок встретится с наркотиками.

Шестое правило

Поддерживайте в семье благоприятный психологический климат.

Скажем так, ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела. Даже если папа – уважаемый профессор или генерал, это не гарантия того, что ребенок не станет принимать наркотики. Отец так занят работой, что у него может просто не хватать времени на общение с семьей.

Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть. Психологический климат для семьи еще важнее. Мы уже говорили про хорошо налаженные взаимоотношения, про хорошую семейную традицию - делиться своими чувствами, открытиями, радостями, огорчениями, волнениями, планами…

Держитесь открыто. Это даст понять ребенку, что вы доверяете ему. Так вам удастся сохранить с ребенком эмоциональную близость.

Необходимо, чтобы дети не боялись, что за рассказ о контакте с наркотиками или специфической средой их сразу начнут ругать или наказывать. В таком случае, они все оставят при себе, опасаясь родительского гнева.

Подросток из семьи с теплой, доверительной атмосферой, даже попробовав наркотик, не сможет оценить его действие. Поскольку удовольствий в его жизни и так достаточно – общение в семье, интересный досуг. Если же человеку не хватает общения, сильных впечатлений и эмоций, если внутри пустота – наркотик станет суррогатным заполнителем.

Поэтому, даже если ваш ребенок далек от идеала и совсем не похож на вас, будьте мудры.

Если разгорелся скандал, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать, даже если вы тысячу раз правы; не кричите и не распускайтесь, ведь ребенок действительно может подумать, что вы его ненавидите (а это не так!).

Не унижайте ребенка, избегайте выражений типа: «Глаза бы мои тебя не видели! Не твоего ума дело! Что ты на себя напялила? И куда ты так вырядился? У тебя руки-крюки! Тебе ничего доверить нельзя!».

Эти негативные родительские установки способны поколебать его внутренний мир.

Не допускайте сравнивания ребенка и его поступков с кем-то другим, особенно при посторонних. Его нельзя никому противопоставлять, он такой, какой есть.

Если критикуете, аргументируйте. Если наказываете, объясните, за что именно наказали (а не просто потому, что у папы или мамы плохое настроение).

Будьте внимательны к нему. Поддерживайте даже небольшие успехи и всегда замечайте положительные изменения. Это его личностный рост.

При общении не обязательно о чем-то расспрашивать, можно просто обнять, молча посидеть рядом.

Не стесняйтесь целовать ребенка независимо от его возраста, ваше доброе слово, ласковый взгляд с самого утра – это душевная подпитка на весь долгий и трудный день; и перед сном такой контакт тоже важен.

Используйте в повседневном общении приветливые фразы: «я рада тебя видеть; хорошо, что ты пришел; мне нравится, как ты улыбаешься (рисуешь, играешь в футбол и пр.); я по тебе соскучилась (соскучился); давай попробуем вместе; ты обязательно справишься; как хорошо, что ты у нас есть; ты мой хороший, ты моя красавица» и т. п.

Ребенок должен четко понимать: что бы ни случилось, вы его не бросите, будете на его стороне. Чтобы в минуту затруднений он пришел к вам, а не на улицу или в интернет на наркосайт.

Седьмое правило

Если испытываете трудности во взаимоотношениях с ребенком, не бойтесь обратиться к специалистам.

Куда можно обратиться?

Узнайте, есть ли в школе, где учится ваш ребенок, квалифицированный психолог, проходили ли педагоги обучение основам антинаркотической профилактики. Не стесняйтесь ставить эти задачи перед администрацией учебного заведения.

Можно обратиться к психологу в районном Центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним. В его функции входит проведение психологической диагностики, индивидуальная работа с ребятами, консультативная психологическая помощь родителям.

Круглосуточную помощь оказывают психологи на телефоне доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122 (единый общероссийский номер экстренной психологической помощи, все звонки – бесплатные, конфиденциальность соблюдается).

Повысить уровень психологической грамотности помогут книги практикующих психологов и психотерапевтов с большим опытом семейного консультирования. Например: Мурашевой Екатерины Вадимовны «Ваш непонятный ребенок»; Гиппенрейтер Юлии Борисовны «Общаться с ребенком. Как?» и «У нас разные характеры. Как быть?».

В заключение - народная мудрость: «Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься». Желаем здоровья вам и вашим детям!

Подготовила Ирина СКУДНОВА.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Закрыть

Поздравляем!

Имя должно содержать только русские буквы и цифры!

Ваша почта нужна для уведомлений от нашего портала.

Для продолжения регистрации Вы должны принять
пользовательское соглашение

Зарегистрироваться в качестве комментатора Продолжить регистрациючтобы писать в Блогах и добавлять Новости
Закрыть

Поздравляем!

Вы успешно авторизированы в статусе «Комментатор»

Если Вы хотите делиться новостями или вести
свой блог— нажмите Продолжить регистрацию.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Добро пожаловать!

Теперь вы в команде портала Красноярский Собор!

На ваш e-mail выслано письмо с инструкцией по активации.
Сейчас Вам доступен Личный кабинет с ограниченной функциональностью.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Нам очень жаль

Это функция доступна только
зарегистрированным пользователям!

Зарегистрируйтесь и будьте с нами!

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены к Форме регистрации.