Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Вход

Из жизни наивных женщин

Из жизни наивных женщин
Стоит заговорить о женских образах в литературе, и перед мысленным взором сразу же встают тургеневская Лиза Калитина, пушкинская Татьяна Ларина, толстовская Наташа Ростова или некрасовские героини – те самые, которые и коня на скаку, и в горящую избу... Каждая из них, безусловно, стала своеобразной квинтэссенцией самых высоких нравственных качеств, которые только могут быть присущи женщине: духовности, верности, порядочности, преданности, любви, самоотверженности, терпения и заботы. И хотя эти литературные примеры останутся актуальными во все времена, - независимо от того, какое, говоря по-пастернаковски, у нас тысячелетье на дворе, - всё же назревает вопрос: а есть ли в современной литературе героини, подобные хрестоматийным Лизе, Татьяне, Наташе? Со всеми их прекрасными душевными качествами, без скидки на то, что, мол, "время сейчас другое"? Конечно, есть, - уверены писательницы Елена Есаулова и Мария Сараджишвили. Именно о таких женщинах они написали свои рассказы для совместного сборника "Доля Евы", который вышел недавно в московском издательстве "Воскресение".

Название книги отсылает читателя к Библии, а именно – третьей главе ветхозаветной книги Бытия и тому месту в ней, где Бог проклинает первых людей за ослушание Его запрету не вкушать плодов с Древа Познания. Как мы помним, Еву Бог наказал скорбями, муками деторождения и зависимостью от мужа. Однако эра Нового Завета кардинально переосмыслила роль женщины. Она престала быть лишь проклятой виновницей грехопадения, но стала непосредственной участницей и свидетельницей земной жизни, смерти и Воскресения Христа. Ярчайший тому пример – Богородица, Приснодева Мария. Бог мог бы явиться в этот мир любым способом, но выбрал, пусть и чудесное, но всё же рождение от плоти женщины. Именно женщины – жёны-мироносицы - стали первыми свидетельницами Воскресения и наравне с апостолами несли в мир слово Христово. Очевидно, что именно в этом, новозаветном осмыслении женщины – проклятой, но вновь благословенной, - рисуют своих героинь авторы сборника "Доля Евы".

Елена Есаулова и Мария Сараджишвили публикуются под одной обложкой не впервые. Совместно с ещё одной известной православной писательницей, Инной Андреевой, они участвовали в сборнике "Осень жизни" того же издательства "Воскресение". Как справедливо отметили издатели в своей аннотации к "Доле Евы", творчество двух писательниц очень разное. Сюжеты Елены Есауловой полны порой душераздирающего трагизма – возможно, сказывается суровая сибирская закалка автора. И хотя у большинства из них - светлый финал, идти к нему героям приходится через несправедливость, слёзы и страдания. Совсем по-иному представляет подчас очень схожие ситуации Мария Сараджишвили. Её рассказы – это бесконечный "смех сквозь слёзы", тёплый грузинский юмор в духе лучших фильмов Данелии, поразительное умение самые сложные жизненные ситуации воспринимать, что называется, шутя.

Если говорить о стилистике двух авторов, то для творчества обеих писательниц характерен реализм и объективное изображение действительности. При этом Есаулова пишет преимущественно в популярном сегодня, так называемом жанре городского рассказа, а Сараджишвили создаёт яркие юморески с элементами притчи из современной жизни солнечного Тбилиси. Но какими бы разными ни казались рассказы писательниц, очевидно, что они выступают единым фронтом в стремлении показать, что и сегодня в литературе (а в случае с Сараджишвили и Есауловой и в жизни, так как их произведения основаны на реальных событиях) есть женщины, преданные семье, дому и своему долгу, терпеливо и без ропота несущие свой крест.

Поразительна в этом смысле история Татьяны из рассказа Елены Есауловой "Серый камень, белый ангел". Структурно он выстроен так, что в самом начале рассказа читатель застаёт героиню стоящей на парапете моста над водой и собирающейся свести счёты с жизнью. Кульминацию автор вынесла уже в самые первые строчки, когда читатель с замиранием сердца ждёт, что же будет. Затем перед его взором проходит череда безрадостных дней сироты-детдомовки с протезом вместо одной ноги. Становится понятно, что привело героиню на мост: постоянная борьба за существование, за место под солнцем, за право любить и быть любимой, разочарование в самых близких людях. Чудесное вмешательство свыше предотвращает катастрофу человеческой души. Автор не просто показывает Промысл Божий в действии, но и спешит предупредить: то, что кажется нам предательством, на самом деле может быть всего лишь стечением обстоятельств. Поэтому не стоит спешить с выводами и действиями, ведь Богу мы нужны всегда. Понимание этого и спасло жизнь главной героине рассказа.

Божий Промысл помогает и героине другого рассказа Елены Есауловой – Але из "Одного очень маленького чуда". Женщина получает отчаянную смс от дочери, которая живёт в Питере. Она готова тут же броситься на помощь, но одно за другим вырастают серьёзные препятствия: нет денег на дорогу, да и с работы начальник наотрез отказывается её отпустить. Случайно найденный на полу автобуса образок святой Ксении Петербуржской побуждает Алю не судорожно искать выход из положения, а с молитвой и упованием смиренно положиться на Божью помощь. И она не замедлила прийти. На работе внезапно потребовался человек, который смог бы срочно отвезти документы в головной офис фирмы… в Петербурге! А к тому моменту, когда Аля появилась на пороге квартиры дочери, у той уже миновали неприятности и жизнь снова наладилась.

То же неожиданное, но всегда приходящее вовремя действие Божьего Промысла в центре двух других рассказов Елены Есауловой из сборника "Доля Евы" – "Чучелка и красный мяч" и "Прости, Дианка". Первый – история нелюбимого, запуганного и забитого матерью ребёнка, которого отогревает и возвращает к полноценной жизни теплота совершенно чужой ей женщины. Здесь ярко прорисованы обе героини – и "Чучелка" Надя, и тётя Лида, благодаря самоотверженной любви которой гадкий утёнок превратился в лебедя. Второй рассказ – история маленького предательства и пробуждённой совести. Цитатой из него, наверное, можно было бы обозначить главную мысль автора: "Какой же Ты, Господи, молодец — мы портим, а Ты чинишь, мы рушим, а Ты – восстанавливаешь".

Мария Сараджишвили, давно и хорошо знакомая читателям по тонким и мудрым историям, полным неповторимого грузинского колорита, открывает свою часть сборника новеллой "Три девицы под окном". Так она шутя называет трёх пожилых героинь, вспоминающих свою жизнь и на склоне лет понимающих, что отчаяние побуждало их просить у Бога совсем не того, что им на самом деле было нужно. Эпиграфом к этому рассказу Мария взяла строчки безымянного автора из интернета: "Потому всегда и постоянно надо думать только о хорошем". Они, пожалуй, как нельзя лучше подходят и к большинству рассказов, которые писательница включила в сборник "Доля Евы".

Не унывает, готова терпеливо встречать любые трудности на своём пути и помогать тем, кому по жизни ещё хуже - такова Кристина, героиня рассказа "Унесённая ветром". В тяжёлой жизненной ситуации родственники отказались ей помочь, предложив вкручиваться самостоятельно. Так в судьбе Кристины оказалась шведская тюрьма для нелегалов и подпольная обувная фабрика в Турции. И, как дополнение – муж, когда-то вместе с остальными отвернувшийся от неё, а теперь свалившийся с инсультом. И Кристина, как ни жестока по воле самых близких людей оказалась к ней жизнь, не ответила тем же. Финал истории поражает: "Так и живет Кристина бесплатной сиделкой при бывшем муже. По ходу уборщицей устроилась в один офис. На жизнь хватает кое-как. Но Кристина не унывает. Говорит подругам, когда ухитряется урвать пару часиков на передышку:

– Еще не вечер! Я прорвусь, вот увидите. Главное, быть человеком и себя не потерять в этой жизни. А остальное приложится.

И я думаю, она права".

Похожий сюжет в лучших традициях своего земляка Георгия Данелии разворачивает Мария Сараджишвили в юмористическом, но глубокомысленном рассказе с интригующим названием "Чёрная вдова". Это искусно поданная в формате юморески история о женщине, трагически потерявшей одного за другим двух своих мужей, но не утратившей способность любить и дарить душевное тепло и заботу. Русико, пожилая героиня рассказа "Тёщин грех", стремясь устроить семейную жизнь своей бездетной дочери, идёт на сделку с совестью. Но, взяв на себя грех обмана, в итоге спасает семью.

И пусть женские образы, воплощённые авторами сборника, Еленой Есауловой и Марией Сараджишвили, пока не стали в один ряд хрестоматийными, а имена их героинь - нарицательными, совершенно точно, что многим читателям – и в особенности читательницам – они помогут по-другому взглянуть на долю Евы и ощутить не только её бремя, но и благо.

Анна Шепелёва


  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Закрыть

Поздравляем!

Имя должно содержать только русские буквы и цифры!

Ваша почта нужна для уведомлений от нашего портала.

Для продолжения регистрации Вы должны принять
пользовательское соглашение

Зарегистрироваться в качестве комментатора Продолжить регистрациючтобы писать в Блогах и добавлять Новости
Закрыть

Поздравляем!

Вы успешно авторизированы в статусе «Комментатор»

Если Вы хотите делиться новостями или вести
свой блог— нажмите Продолжить регистрацию.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Добро пожаловать!

Теперь вы в команде портала Красноярский Собор!

На ваш e-mail выслано письмо с инструкцией по активации.
Сейчас Вам доступен Личный кабинет с ограниченной функциональностью.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Нам очень жаль

Это функция доступна только
зарегистрированным пользователям!

Зарегистрируйтесь и будьте с нами!

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены к Форме регистрации.