Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Вход

Длинная дорога к песне

Длинная дорога к песне

Светлану Сибирскую – красноярского исполнителя духовно-лирических и патриотических песен знают и любят не только в нашем крае. Светлана — автор и соавтор восьми литературно-музыкальных сборников, её музыка входит в репертуар хоров и солистов России и зарубежья, она является организатором и директором межрегионального фестиваля духовной песни «Сибирские купола», устроителем проектов: "Династия Романовых", "Дорога к храму", "Сила и благодать: Владыки Сибири и Красноярья". О её творчестве и жизни читайте в интервью Валентины Майстренко.

– Светлана, почему родители выбрали для тебя такое имя?

– Я была первым, желанным и поздним ребенком в семье.

Мама решила, если будет дочка, дать ей говорящее имя: или Людмила, или Светлана. Но, когда наступил день родов – 25 марта, в селе Турунтаево сияло такое яркое солнце весь день, что и сомнения не было, что родилась Светлана.

Мне повезло, я всегда чувствовала, что родители любят и жалеют друг друга. Добрые, трудолюбивые и очень верные друг другу, они и из жизни ушли почти вместе, друг за другом. В 24 года я стала для своего младшего брата и папой, и мамой и крестной матерью...

– Во времена твоего детства о духовных песнях и речи не могло идти. И все-таки доводилось ли тебе слышать нечто подобное в родном своем селе?

– Я многим обязана своей бабушке – Вере Тимофеевне Григорович. Она научила меня складывать пальчики в троеперстие. Она научила меня на ночь креститься и целовать крестик, я и по сей день так делаю. И даже по старославянски я могу читать, благодаря бабушке Вере. Она тихонько напевала мне удивительные народные песни, которых я потом нигде не слышала. А на магнитофон их никто не догадался записать.

– О чем же пела бабушка Вера?

– Про могучие реки, про поля с колосьями пшеницы, про любовь к родителям, про путешественников, которых хранит Бог...Может это были песни ее души, строчки, ею сочиненные.

Бабушка успела заложить в меня любовь к песне, к музыке и любовь к Богу. Я была уже подростком, когда, умирая, она сказала мне: «Вырастешь, живи, как сложится. Но в церковь обязательно ходи!». В Турунтаево тогда церкви не было, но у бабушки Веры собирались на тихое моление и чай с шиповником – баба Галя, баба Шура, кстати, внучка ее Алла – теперь матушка, жена священника и служит сейчас регентом в турунтаевском храме. А я вот стала духовные песни сочинять и исполнять.

— Как это получилось, как родилась самая первая песня? И почему именно духовные?

– Мои друзья – учителя, преподаватели, врачи: Татьяна Ким, Галина Мутовина, Светлана Кравцова... стали вдруг дружно дарить мне свои стихи.

И вот читаю я строки Галины Белоусовой: «Я в умолении сложила руки

И полились из сердца звуки…» И вдруг они зазвучали во мне. Я в изумлении бросилась молиться: «Господи, направь и поддержи!...» И вдруг вся мелодия пришла.

А я уже грамотная была, заочно завершала учебу в Красноярском музыкальном училище имени Иванова-Радкевича, побежала, купила нотную тетрадку, написала на ней торжественно «Духовные песни» и чтобы не забыть мелодию, записала её нотами. Потом родилась еще одна песня на стихи Светланы Кравцовой «А миром правит чистота». Но я тогда еще не понимала, что это мой путь.

– А когда поняла?

– Пришла к этому не сразу. Водила своего сына в духовный хор «София», хористы летом отдыхали в лагере, приехала его навестить. Там, на берегу Енисея, впервые исполнила на публику – и для детей и для взрослых – свои сочинения. После маленького концерта ко мне подошел тогдашний духовник хора отец Александр Постанчук и очень деликатно, с присущей ему тактичностью попросил меня: вместе с его супругой – матушкой Анной поездить с этими песнями по детдомам и приютам. Честно говоря, я растерялась, подумала, а смогут ли дети понять, о чём я пою.

Никогда мне не забыть своего дебюта. Это был спецприемник для малолетних правонарушителей, снятых с поездов, найденных в подворотнях… Они расселись после обеда на ковре, человек тридцать, самого разного возраста, кто в зеленке, кто с синяками, по существу, все – сироты, брошенные своими родителями. Еще не веря, что для них надо петь такие серьезные взрослые песни, я запела. Чувствую: вроде слушают. После выступления спрашиваю их, но больше себя: какую же вам еще песню спеть? И вдруг малыш лет пяти отвечает: «БОгОрОдицу спойте!» И говорит, нажимая на букву «о», как я в пении.

Я спела еще раз свою «Молитву к Богородице». Прощаюсь, надо уходить. И вдруг голос с другой стороны: «А еще раз спойте…» И я спела в третий раз. Меня это детское признание так укрепило. Раз даже дети понимают эти песни, значит надо дарить их людям.

– А как родилась «Молитва к Богородице»? Она неотразимо действует на души. Я в этом не раз убеждалась во время твоих концертов в музыкальном театре, в других залах.

– Стихи мне подарила Татьяна Ким, она доцент кафедры физики в Сибирском федеральном университете, у нее замечательные верующие родители. Мне много дарят сейчас стихов и очень хороших, но не из всех рождаются песни.

Надо чтобы, хотя одна-две строки запали в душу, зацепили тебя и не отпускали.

А у меня в это время было много личных переживаний: о себе, о брате. Я мужа очень рано потеряла, сын маленький был, когда он умер. И тогда тяжело было на сердце. И вдруг эти Танины строчки: «Не отринь меня, не покинь меня! –

я молю. Богородице, Дева, радуйся! – я пою…»

За один вечер с молитвою и слезами сочинила я эту песню. У этой песни счастливая судьба. 4 октября 2001 года, в день Димитрия Ростовского – покровителя людей творческих я по благословению отца Александра пришла на прием к правящему архиерею – владыке Антонию. Накануне по Красноярскому государственному радио прошла передача, где прозвучали мои песни. Пришла я уже с пониманием, что это мой путь, и мне важно было получить благословение. Но как объяснить, кто я? И вдруг владыка говорит, что слышал мои песни в радиопередаче и пишет мне высокие слова благословения, которые окрылили меня. Начались мои поездки по тюрьмам, участие в Пасхальных фестивалях, поездки по городам…

В 2005 году во время паломнического рейса по водам Енисея на теплоходе «Александр Матросов» мою «Молитву к Богородице» услышали хормейстер детской оперной студии Наталья Цюпа и солистка Красноярского театра оперы и балета Анна Киселева. Не сговариваясь, они пришли в мою каюту за этой песней. И на Рождественских чтениях она прозвучала уже в хоровом исполнении, а потом и в сольном исполнении Анны Киселевой.

– Светлана, откуда такой псевдоним – Сибирская?

– О, это интересная история. Я же Сергеевна. В начале творческого пути очень хотела побывать в Троице-Сергиевой лавре у мощей Сергия Радонежского. Если б мне кто сказал тогда, что я побываю там более десяти раз, я бы не поверила в такое счастье. Но вот уже десять лет подряд езжу в Москву на Рождественские чтения, и каждый год бываю у батюшки Сергия. А в начале пути через других, кто ехал в лавру, передавала свои записочки. Написала как-то свои прошения батюшке Сергию, чтобы передать с подругой, и под каждым поставила подпись: «С поклоном твоя Светлана из Сибири». И попросила подругу, чтобы она прочла их перед ракой с мощами преподобного Сергия.

Удивительно Господь меня вел! Возвращается из поездки подруга, протягивает мне мои листочки, которые, я думала, она выбросит после прочтения, и так выразительно говорит: «Выполнила я все твои просьбы, Светлана ты наша Сибирская». А тут закручивается очередной проект. И мне говорят, надо тебе какой-то сценический псевдоним взять. Я мгновенно вспоминаю эти слова, привезенные из Троице-Сергиевой лавры: «Светлана ты наша Сибирская». И говорю: пишите – поет Светлана Сибирская. Псевдоним мне этот дорог, будто его сам батюшка Сергий подсказал. Я те свои прошения берегу до сих пор - как благословение свыше.

За 15 лет миссионерской деятельности я посетила пять лавр, в том числе и Дивеевскую обитель, объездила 12 епархий - от Кызыла до Санкт-Петербурга. Познакомилась с семью архиереями. При поддержке красноярских меценатов и городского управления образования издано 10 000 дисков и нотных сборников, которые разошлись по всей стране. И вот после участия в фестивалях духовной музыки в Новокузнецке, в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, я подумала, почему нет такого фестиваля на огромном пространстве нашего края и дальше на Востоке? Так родилась идея межрегионального фестиваля духовной песни

«Сибирские купола». Он впервые прошел в 2016-м и приурочен был к только что утвержденному Собору святых Красноярской митрополии.

Как говорят в таких случаях, это была проба пера. При немногих средствах на многое не надеялись. Я была даже готова к тому, что придется петь одной в течение трех часов, отпущенных нам на сцене в выставочном зале «Сибирь», где развернулась ежегодная всероссийская православная ярмарка. Но, к счастью, на ярмарку приехал из Оренбурга поющий священник Валерий Богачев, прибыли гости и исполнители из Абакана, Новокузнецка, Кемерово, из городов Красноярского края. Украшением фестиваля стали песни собственного сочинения солистки ансамбля «Краса» Ирины Шульгиной. Во всем этом я вижу милость Божию и благословение.

– Я была на первом фестивале. И многих тронуло то, что в начале гала-концерта со сцены прозвучали 16 имен святых Красноярской митрополии.

– Надеемся и в нынешнем году фестиваль «Сибирские купола» посвятить их памяти.

– Светлана, у тебя есть песня на стихи известного красноярского поэта Николая Еремина «Когда слова становятся молитвой» с посвящением почитаемому народом монаху Иову, похороненному в поселке Камала Рыбинского района. Может, со временем и он войдет в Собор

– Считаю, что это был великий молитвенник нашей земли, который смиренно нес свой крест до конца. Я о нем слышала, но представления не имела, где эта Камала? В 2009 году на православной ярмарке мне подарили книгу «Сказы земли Сибирской». Открываю ее на случайной странице, а там строчки: могила монаха Иова находится там-то и там-то. Оказалось, что это совсем недалеко от Бородина. И пока я вопрошала Иова, как бы к нему попасть, звонит батюшка из Бородина - отец Владимир и приглашает меня с концертом. Я, не верю своим ушам, осторожно спрашиваю, а можно будет попасть к Иову? «Съездим, конечно», – пообещал отец Владимир.

И мы после концерта приехали к нему. Как раз распустились на деревьях листочки. На могиле Иова нет ощущения, что это кладбище, наоборот, торжествует жизнь вечная, цветущая. Я очень просила его - меня укрепить. И вскоре начались такие испытания! Но что поучительно, после них я обрела свободу, стала учиться самостоятельной жизни в искусстве, и это принесло свои полезные плоды.

– Ты писала стихи с детства?

– Что вы! Хотя нет, обманываю. Школа у нас в селе была с высоким уровнем преподавания. И вот мне поручили выпускать стенгазету с заметками на злобу дня, кого-то надо было похвалить, кого-то поругать. И я про Витьку – своего одноклассника решила написать в стихах: «Немыченко растерялся: в школе сумкой обменялся. Ему домашнюю работу сегодня делать неохота» (смеётся).

Вот, пожалуй, единственное мое стихотворное сочинение из детства. Смешно вспоминать. А в остальном я обходилась прозой.

– А как же тогда родилось это твое замечательное четверостишие:

Как угольки в кадиле – звёзды.

Туман, как ладана дымок.

Средь бесконечного простора

Вечерню служит людям Бог.

Я твои четверостишия в шутку называю рубайями. На самом деле это серьезные стихи – о вечном.

– Может, от того, что много приходится работать со стихотворными строками (иногда ради песни их приходится пополнять, что-то к ним добавлять) и рождаются собственные летучие поэтические строчки. Но их мало. Очень много в меня вложила сил в начале пути кандидат филологических наук, в прошлом преподаватель Красноярского госуниверситета, Антонина Федоровна Пантелеева. Она мне, неокрепшей, говорила, что придет время, и тебя будут приглашать с концертами. Так и случилось. И приглашают. И не только на фестивали. Три-четрые раза в год я выезжаю со священником в тюрьмы. Пою песни после проповеди. И такая благодарность слушателей бывает, будто я не в зоне строгого режима пою, а в храме.

Антонина Федоровна приобщила меня к поэзии. Переписанные ею от руки стихи русских поэтов храню дома - на самом почетном месте. Она углубила мое знакомство с поэзией иеромонаха Романа (Матюшина). На его стихи я написала семь песен, в том числе духовный гимн: «Слушайте, люди», который начинается со знаменитых его строк:

Без Бога нация толпа,

Объединенная пороком.

Или слепа. Или глуха,

Иль, что еще страшней – жестока!

Форма гимна потребовала дополнений. Пришлось самой что-то дописывать. В результате вышел сборник «Музыкальное приношение иеромонаху Роману», переизданное недавно благодаря священнику Андрею Кручинкину.

Антонина Федоровна Пантелеева открыла мне замечательную поэтессу Нину Карташеву, с которой я встречалась в Москве и тоже выпустила сборник песен на ее стихи. А также познакомила меня с целой плеядой красноярских поэтов, пишущих на духовные темы – со священником Виктором Теплицким, с Мариной Маликовой, Мариной Росс…

– Я знаю, что ты и с композиторами Красноярска в содружестве...

– Все даруется свыше. Промыслительным было мое знакомство с известным красноярским композитором Олегом Ивановичем Меремкуловым. За месяц до нашей встречи он увидел в киоске газету «Православное слово Сибири» с моей «Молитвой к Богородице». Заинтересовался, кто ж это пишет такие серьезные песни. Глянул на ноты – удивился: мелодия нестандартная, с разной модуляцией… А в это время Пантелеева твердит, что мне надо познакомиться с композитором Меремкуловым и показать ему свои песни. Звонит ему, а он вдруг ей говорит, что изучал уже одну мою песню по газете, наиграл ее на рояле, она ему понравилась. Так он дал согласие на встречу.

Встреча состоялась в КИЦе, я пришла с гитарой. Показываю ему свои песни, он слушает и вдруг говорит, а вы можете мне на гитаре исполнить «Молитву к Богородице»? Я в удивлении, откуда он ее знает. Вот так мы познакомились. И держим связь по сей день через покровительство Божией Матери.

– А как, через кого ты пришла к династии Романовых?

– Познакомившись с поэтессой Ниной Карташевой в Москве, я побывала на «Имперских вечерах», которые она устраивала. И захотелось, чтобы такие вечера были в Красноярске на базе Русской энциклопедии, руководил которой Олег Иванович Меремкулов. К тому времени вышло мое «Музыкальное приношение Российским новомученикам» в содружестве с нынешним председателем Союза композиторов, автором многих замечательных хоровых духовных сочинений Владимиром Валентиновичем Пономаревым. Так родился проект «Династия Романовых в истории России» под руководством Олега Ивановича Меремкулова. К нему мы привлекли заслуженного художника России члена-корреспондента Российской академии художеств красноярского живописца Константина Семеновича Войнова. И он откликнулся, спасибо ему! Им создана замечательная галерея портретов царственной династии.

Когда Русскую энциклопедию закрыли, я продолжила этот проект, заказала копии работ Войнова. С тех пор проведено уже немало музыкальных вечеров, посвященных династии Романовых. Очень интересные встречи были в Емельяновском районе благодаря активной помощи председателя благотворительного фонда «София» Нины Федоровны Черняевой.

– Светлана, у тебя есть любопытный сборник «Песни на стихи красноярских учителей». Он-то как появился на свет?

– За всем стоит промысел Божий. В 2005 году я выступала в Литературном музее с песней о Богородице. После концерта подходят ко мне две дамы. Одна снимает со своей руки крупный серебряный перстень с аметистом и вкладывает мне его в ладонь: «Это Вам за «Богородицу». Вторая мне говорит: «Приходите к нам на прием». Раз зовут, надо идти, но куда? Оказалось, в городское управление образования к руководителю его Нине Ивановне Жилинской.

Прихожу я с альбомчиком к ней, тогда гаджетов не было. Рассматривает Нина Ивановна фотографии, а я говорю попутно, что у меня за эти годы как-то сам собой сложился цикл на стихи красноярских учителей, песен 15. А почему вы их не издаете, – интересуется она. Ясно, почему – денег нет. Тут же она дает распоряжение заму по поводу издания сборника. Я сижу, как в сказке. Мне остается только представить материал для верстки. Но у меня нот нет в электронном виде и компьютера дома нет. Что делать?

Сын нашел выход, попросил у друга компьютер на неделю. Владимир Валентинович Пономарев нашел специалиста, который мне объяснил, как набирать ноты. И начала я лихорадочно овладевать компьютерными знаниями. Когда вставала в тупик, сын приходил на помощь, он быстрее меня соображал, что нужно сделать. Презентация этого сборника состоялась в Москве в библиотеке Русского зарубежья.

Сам такого сценария не напишешь и такого поворота дел не срежиссируешь. Тут, кстати, пример взаимодействия светской и духовной сферы, сложение интересов на пользу дела. Шесть лет, каждый год с помощью городского отдела народного образования выходили мои сборники на разные темы, в том числе и колыбельные песни для малышей.

Благотворным получилось мое сотрудничество с Трехсвятительским храмом – с отцом Владимиром и матушкой Ириной Гашковыми. Наш совместный проект «Подари радость» принес настоящую радость детишкам из приютов и спецшкол, людям, потерявшим зрение… А когда пошли мои выступления в больших залах и потребовалась аранжировка, мне были посланы в помощники – Сергей Горбачевский, Виктор Мусс, Эдуард Скороходов, с которым мы и по сей день сотрудничаем.

Традиционно даю концерты в малом зале музыкального театра и в Доме искусств на Пасху, Рождество и Покров. На большее нет денег. А вот чудеса, они на каждом шагу. Звонят мне как-то из Новосибирской школы искусств и говорят, что разучили с детьми по сборнику три моих песни и привезут их в Красноярск, куда приедут за свой счет. Разыскали они у нас знакомую пианистку и выступили прекрасно. Это был подарок с небес. Дети душой понимают, о чем они поют.

После мне одна девочка из этой школы прислала СМС: «Песню Вашу в моем исполнении митрополит слушал стоя». Это был гимн «Русь святая, храни веру православную!», который впервые прозвучал в День России на нашем фестивале «Сибирские купола». Приглашаю на него всех, кто любит духовную песню.

– Получается, что семечко посеянное проросло и песни бабушки Веры обрели новую силу, новую жизнь благодаря тебе, ее внучке. И радуют людей, как когда-то радовали твое детское сердечко ее духовные песнопения.

– Я как-то была с концертом в Кызыле по приглашению правящего архиерея владыки Феофана. Выступала в День народного единства на Казанскую Божию Матерь в Центре русской культуры, пришли сюда и русские, и тувинцы. И тувинцы так были тронуты православными песнопениями. Руку жали, обнимали, желали мне и белой дороги и много чего.

То же самое было и в Эвенкии, где я выступала по приглашению губернатора Красноярского края. Столько было благодарности от эвенкийцев за мои песни, не меньше чем от русских. Потому что каждая душа – христианка. Я выучила тогда по-эвенкийски слова: мира вам и благоденствия! Так вот, хочу пожелать этого всем читателям. И подарить на прощание это маленькое свое четверостишие.

В который раз я в окружении чуда.

Природа – храм, а горы – аналой.

Чиста лазурь, в ней первый луч восхода,

И Одигитрия благословляет путь земной!

– И тебе, Светлана – светлых дорог! И новых песен, в которых говорит с Небесами сама душа!

Беседовала Валентина МАЙСТРЕНКО

.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Закрыть

Поздравляем!

Имя должно содержать только русские буквы и цифры!

Ваша почта нужна для уведомлений от нашего портала.

Для продолжения регистрации Вы должны принять
пользовательское соглашение

Зарегистрироваться в качестве комментатора Продолжить регистрациючтобы писать в Блогах и добавлять Новости
Закрыть

Поздравляем!

Вы успешно авторизированы в статусе «Комментатор»

Если Вы хотите делиться новостями или вести
свой блог— нажмите Продолжить регистрацию.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Добро пожаловать!

Теперь вы в команде портала Красноярский Собор!

На ваш e-mail выслано письмо с инструкцией по активации.
Сейчас Вам доступен Личный кабинет с ограниченной функциональностью.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Нам очень жаль

Это функция доступна только
зарегистрированным пользователям!

Зарегистрируйтесь и будьте с нами!

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены к Форме регистрации.