Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Вход

Человек в шкуре...

Человек в шкуре...
На первый взгляд, традиционный, достаточно формализованный тип публикаций; некий отчет о творческих достижениях за определенный период. Но в данном случае это принципиально не так. Собранные под одной обложкой публикации разных лет превращаются в монолит высказывания, в утверждение очень важной не только для автора, но и для православных СМИ мысли. Одной единственной, но принципиально важной. Пожалуй, удобнее всего обозначить пространство этого высказывания, вспомнив вопрос-упрек, прозвучавший в одном из интервью, опубликованных в сборнике: «в православных СМИ (в частности, в «Фоме») не хватает актуальной повестки». В ответе В. Легойды как бы слышится усталый вздох. Ведь он в своих публикациях не устает повторять: что может быть актуальнее Евангелия, что может быть труднее выполнения, казалось бы, простых и очевидных заповедей, что может быть злободневнее и драматичнее, чем постоянный контроль своего обязательно церковного пути ко Христу. И эти утверждения становятся стержнем, на котором затем могут появиться оценки исторических событий, происшествий, повседневных случайностей и внутренних закономерностей. Но это потом, после обозначения главного ориентира. Затем возникают следующие замечания: не хватает яркости изложения, полемичности, публицистичности интонации. Собственно, весь данный сборник статей является ответом на эти, часто звучащие пожелания: «Никак не возможно». В одной из статей сборника есть подзаголовок – «Монолог, который нужно произносить молча». Это и есть принцип, идеальный способ общения на темы церковной жизни. Но поскольку «молчаливые монологи» приличны только схимникам, то православные авторы должны найти свою глубинную интонацию в оценке насущных проблем. В поиске которой надо опираться на, как определяет сам Легойда в статье «Потеря Эдема», программу «нравственного удержания», содержащуюся в заповедях. И эта «программа» обязывает к определенному типу самовыражения. Эта же «программа» диктует и внимательное отношение к выбору тем. Часто в адрес православных СМИ (и в частности, журнала «ФОМА») можно услышать нарекания, что пора бы уже от «отвлеченностей» перейти к разговору о конкретных недостатках в жизни Церкви. Необходимо честно говорить обо всем плохом, что мы можем наблюдать в повседневной церковной реальности. По мнению автора сборника, именно в Писании следует искать модель правильного журналистского поведения. Легойда напоминает о том, как по-разному отнеслись к наготе отца Сим, Иафет и Хам. Можно с грустью подтвердить, что многие православные авторы, ради красного словца с пафосом обличая реальные или мнимые нестроения в Церкви, оказываются почти неотличимы от библейского персонажа. Хамство – так это и называется. Таким образом, Владимир Легойда знает, что критиков Церкви, в том числе и злобных критиков, так же как и не в меру шумных защитников, в современном медиапространстве с избытком. И потому принципиально и последовательно ограничивает себя рамками, которые определены в статье «О главном». И здесь выявляется парадоксальность авторской точки зрения на реальность, которая, конечно, совпадает с парадоксальностью христианского видения мира. «Самые простые, самые понятные и одновременно самые важные истины – правила нередко являются наиболее сложными для исполнения». Самое очевидное и неоспоримое невероятно трудно исполнить. В подтверждение этой мысли автор рассказывает простые житейские истории о том, как трудно на самом деле любить близких, не солгать себе внутренне. Как легко не заметить бытийственной глубины греха, позволяя себе небрежную реплику в ответ на обращенную к тебе просьбу. Наверное, самое ценное в сборнике - именно это умение автора напомнить сегодняшнему думающему человеку о вечной парадоксальности христианства. Это как раз из разряда простых истин. Жаждущему диковинных впечатлений для укрепления слабой веры напомнить, что «чудо – дитя безверия», и важнее всего то, что Христос не совершил во время сорокадневного поста в пустыне никаких чудес. А ищущему с фонарем врагов Церкви предложить посмотреть на себя самого с этой точки зрения. Или в статье «Всё равно хороший» (Кое-что о любви к себе)» предложить острый вариант ответа на вопрос, где же границы любви к себе: «Не прощают себя лишь самоубийцы», «с собой нельзя развестись». Кстати, это всё темы, которые никогда не выйдут из дискуссионного поля. Потому что остро интересны всем и во все времена. Потому нечего опасаться, что православная мысль обречена на постоянное тиражирование давно известных постулатов. Просто не каждому мнящему себя православным журналистом удается измерить окружающий мир, казалось, простой линейкой этих постулатов. Таким образом, данный сборник есть прекрасное доказательство, что на узком пространстве православных ценностей можно рассматривать реальность в ее бесконечной сложности. Потому что помимо постмодернистской широты, вызвавшей косоглазие у некоторых авторов, есть глубина христианской точки зрения. И здесь можно найти неисчерпаемые оттенки. Владимир Легойда предлагает интересные современные образы, говоря о христианском понимании тех или иных проблем. Ну, например. Грех – магнит соблазна, сбивающий компас, указывающий верное направления ко спасению. Путь – один из важных в авторском пространстве Легойды определений. Путь – это длительность, внутренняя сосредоточенность. И предельно современный вывод: скорость убивает путь. Есть над чем задуматься. Церковный запрет сравнивается с предохранительным заграждением от пропасти на горной дороге. Ну, и наконец, образ, предложенный в самом названии «Человек в шкуре дракона». Вот его трудно назвать безупречным. Хотя бы потому, что название потребовало объяснений, расшифровок, доказательств, отсылок к английскому первоисточнику (кстати, можно было бы вспомнить и отечественного православного Шварца с его «Драконом»). Всё равно остался привкус джекичановской «азиатчины». Но это – по части издержек, открытого дискуссионного поля и академического пристрастия автора к цитированию. Пока же лучше вспомнить замечательный совет Легойды всем мнящим себя интеллектуалами. Вопрос: «Попадет ли двоечник в Царствие Небесное?». И ответ в статье «Церковь в ожидании интеллигенции»: «Может быть, вместо того, чтобы искать место Церкви в современных общественно-политических раскладах, думающим людям лучше поискать себя в Церкви».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Закрыть

Поздравляем!

Имя должно содержать только русские буквы и цифры!

Ваша почта нужна для уведомлений от нашего портала.

Для продолжения регистрации Вы должны принять
пользовательское соглашение

Зарегистрироваться в качестве комментатора Продолжить регистрациючтобы писать в Блогах и добавлять Новости
Закрыть

Поздравляем!

Вы успешно авторизированы в статусе «Комментатор»

Если Вы хотите делиться новостями или вести
свой блог— нажмите Продолжить регистрацию.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Добро пожаловать!

Теперь вы в команде портала Красноярский Собор!

На ваш e-mail выслано письмо с инструкцией по активации.
Сейчас Вам доступен Личный кабинет с ограниченной функциональностью.

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены в раздел Регистрация

Закрыть

Нам очень жаль

Это функция доступна только
зарегистрированным пользователям!

Зарегистрируйтесь и будьте с нами!

Через несколько секунд Вы будете автоматически
перенаправлены к Форме регистрации.